08 марта 2021 00:33

Два триллиона на развитие

Портовики и судовладельцы готовят поправки

Министерство транспорта РФ опубликовало на своём сайте для общественного обсуждения проект «Стратегии развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года». Осенью документ рассмотрит правительство.
«Проект является совершенно новым. В документе представлены задачи развития внутренних водных путей. Среди них: разработка мер по переключению грузопотоков с наземных видов транспорта на водный, обеспечение конкурентоспособных тарифов на перевозку грузов, создание логистических центров и дополнительной грузовой базы на речных путях», – сообщили в Минтрансе.

По словам министра транспорта Максима Соколова, для развития внутреннего водного транспорта (ВВТ) необходимы координация и согласование действий государства и бизнес-сообщества.
«Наша общая задача – повысить его привлекательность для грузоотправителей, инвесторов, населения и субъектов рынка, а также повысить уровень безопасности», – отметил министр.

Стратегия предусматривает три этапа: развитие портовой инфраструктуры, реализация крупных инвестиционных и международных проектов.

По предварительным подсчётам, на развитие системы водного транспорта в России понадобится 2,26 трлн руб. Около 1,05 трлн руб. будет выделено из федерального бюджета, 13 млрд руб. – из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, ещё 1,2 трлн руб. – из внебюджетных источников. Затраты на научное обеспечение реализации стратегии составят 67 млрд руб.

Однако судовладельцы не совсем довольны многими пунктами стратегии. В частности, Ассоциация портов и судовладельцев речного транспорта (АПСРТ) готовит свои поправки, которые намерена направить в Минтранс.
«Стратегия разрабатывалась в течение двух лет. Безусловно, была выполнена большая и очень полезная работа, однако некоторые пункты оказались достаточно странными. Первое, с чём мы не согласны, – снижение объёма перевозки пассажиров. В пояснительных записках указывается, что нужно увеличивать только социально значимые перевозки пассажиров, которыми, по мнению разработчиков, очевидно, являются только перевозки на Крайнем Севере. Однако это не так. Для всех людей, живущих в прибрежной зоне, например в Волгограде, речной транспорт является основным видом передвижения, соответственно социально значимым», – говорит исполнительный директор АПСРТ Венедикт Сулаберидзе.

По его словам, сокращение перевозок до 7,5 млн пассажиров к 2030 году абсолютно недопустимо.
«Нас также удивляет, – добавил представитель ассоциации, – что в стратегии говорится о снижении объёмов нерудных материалов – песка, гравия и т.д. А ведь их добыча является основной работой для речных портов сегодня. В стратегии поясняется, что добыча нерудных материалов наносит ущерб природе. Но, с нашей точки зрения, лучше добывать песок и прочие материалы со дна реки, она от этого только станет глубже, чем с участка земли на суше. Ведь в последнем случае часть земли становится неплодородной, чем причиняется ещё больший ущерб природе».

Недовольны в АПСРТ и некоторыми инициативами по ограничению деятельности речных портов. Так, в качестве одной из мер в документе предусмотрена государственная реализация механизма эффективного содержания причалов. «Государство должно целенаправленно инвестировать в развитие внутреннего водного транспорта, потому что это самый экологически безвредный транспорт в мире, а не предусматривать ставки содержания», – считает Венедикт Сулаберидзе.

Светлана Кускова

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31