28 февраля 2021 15:45

Плата в Уставе

У экспертов и участников рынка свой взгляд на поправки в законодательство о железнодорожном транспорте

В ходе открытого обсуждения изменений в законы «Устав железнодорожного транспорта» и «О железнодорожном транспорте в РФ» представители рынка и эксперты высказали ряд замечаний к предлагаемой редакции документов. Критике подверглось положение, по которому предлагается закрепить принцип платности занятия инфраструктуры общего пользования сверх нормативного времени. В РЖД полагают, что введение платы необходимо.
Как отметил заместитель директора департамента государственной политики в области железнодорожного транспорта Минтранса РФ Андрей Емельянов, целью корректировки нормативной базы является «изменение непростой ситуации, которая сложилась у нас на сети железных дорог, в том числе с избытком подвижного состава и непроизводительными простоями на сети».
«Изменения носят не комплексный характер, их целью является нормативно побудить участников перевозочного процесса грамотно управлять подвижным составом. Мы должны создать условия для максимально эффективного использования имеющегося потенциала инфраструктуры, который ограничен. Задача изменений – не прессинговать операторов подвижного состава, грузоотправителей и грузополучателей, а создать нормативную возможность применять эти санкции в случае возникновения нарушений», – пояснил представитель Минтранса РФ.

По мнению Андрея Емельянова, проблему скопления порожних вагонов можно решить путём внесения точечных изменений в законодательство. Он отметил, что попытки разработать договоры между грузоотправителями, операторами, владельцами инфраструктуры и грузополучателями не привели к положительному результату.

Ряд участников рынка оказалось недовольны положением, в котором предлагается закрепить принцип платности занятия инфраструктуры общего пользования сверх нормативного времени и усилить ответственность пользователей услугами железнодорожного транспорта за обеспечение своевременной уборки с путей общего пользования порожних вагонов после выгрузки.

В ответ заместитель начальника отдела правового регулирования транспортной деятельности правового департамента ОАО «РЖД» Наталья Попова отметила, что «плата за использование инфраструктуры присутствовала во всех уставах по железнодорожному транспорту начиная с царской России в том или ином виде, кроме устава 1920 года». Она также подчеркнула, что в данный момент грузоотправители платят её, а отправители порожних вагонов нет, что неправильно.
«Критикующие говорят, что перевозчик будет эту плату брать со всех. Но в статье 39-й законопроекта написано, что перевозчик или владелец инфраструктуры сможет брать эту плату только в том случае, если будет доказана вина грузоотправителя», – отметила Попова.

Свои замечания и предложения к законопроекту РФ «О внесении изменений в федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта РФ» и в федеральный закон «О железнодорожном транспорте в РФ» представили Национальная ассоциация транспортников (НАТ) и Некоммерческое партнёрство операторов железнодорожного подвижного состава (НП ОЖдПС).

По мнению президента НАТ Георгия Давыдова, правительственные поправки, вносимые в 20-ю и 63-ю статьи (и частично 58-ю) закона «О железнодорожном транспорте в РФ», требуют пересмотра.
«Изменения в 20-ю статью фактически позволяют перевозчику подавать под погрузку неисправные вагоны и не нести за это ответственности», – подчеркнул Георгий Давыдов. Эксперт полагает, что ответственность, таким образом, «перекладывается на грузоотправителей, которые не только должны менять вагоны, но при определённых обстоятельствах платить штраф за это».

К тому же, по его мнению, изменения в статьи 63-ю и 58-ю «могут привести к дезорганизации работы на подъездных путях».
«Эти статьи связаны с регулированием подачи и уборки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования. Поправки предполагают, что другие участники перевозочного процесса, кроме владельца инфраструктуры, могут ею пользоваться без отдельного обязательного договора», – отметил Давыдов.

По итогам обсуждения участники направят свои предложения депутатам Госдумы РФ.

Ольга Осипова

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28