28 февраля 2021 22:06

Кафедральная архаика

У студентов необходимо формировать не столько универсальные, сколько профессиональные компетенции

Показателем качества подготовки выпускника вуза в современных условиях является не количество отличных оценок в дипломе, а готовность быстро адаптироваться на рабочем месте и соответствовать требованиям полученной специальности.
Не случайно руководители предприятий часто указывают на многочисленные упущения в теоретической и практической подготовке молодых специалистов, отмечают длительность адаптации и неготовность выпускников работать по профессии.

В частности, выпускники транспортных вузов должны уметь не только профессионально работать, но и быстро реагировать на новые задачи, самостоятельно принимать решения в условиях децентрализованного управления объектами отрасли. Поэтому для формирования высококвалифицированного специалиста, легко адаптирующегося в условиях отрасли, необходимо обязательное участие сотрудников структурных подразделений и кадровых служб железных дорог в разработке образовательных программ, в выстраивании структуры профессиональной компетентностной модели.

К сожалению, заданные государственным образовательным стандартом компетенции содержат много противоречий. Так, ограничен объём аудиторных занятий и увеличено до 60% время самостоятельной работы студента. Подчас дублируются компетенции бакалавров и магистров. Иногда они охватывают слишком широкую область деятельности, которую невозможно реализовать в рамках одной образовательной программы. К тому же количество компетенций очень сильно различается в зависимости от направления подготовки. Например, по направлению «Информатика и вычислительная техника» через четыре года выпускник должен обладать 27 компетенциями, из которых 16 универсальные и лишь 11 профессиональные.

Столь широкий разброс компетенций, сформулированных «на всякий случай», приводит к тому, что в учебных планах появляется много мелких дисциплин. Также растёт штат преподавателей и, соответственно, уменьшается фонд заработной платы при фиксированном объёме финансирования вуза. Очевидно, требуется оптимизация количества компетенций, а для этого необходимо чёткое представление области знаний и умений выпускника.

Для транспортных вузов особенно важна непрерывная подготовка специалистов во взаимоувязке дисциплин всех циклов. Реализация такого подхода требует чёткого и слаженного механизма межкафедрального взаимодействия, что зачастую вступает в противоречие с существующими организационными структурами факультетов и институтов в вузах.

Факультеты и предметные кафедры в настоящее время ориентированы на решение достаточно универсальных компетенций студентов, приобретаемых ими в ходе изучения отдельных дисциплин, что недостаточно для формирования профессиональных компетенций.

Считаю, что для интеграции образовательного процесса необходимо изменить структуру вузов, отойдя от существующего кафедрального принципа работы. Нужно сформировать организационные структуры, объединяющие преподавательский состав по направлениям подготовки специалистов, тем более что обучение бакалавров должно обеспечиваться педагогами, имеющими, как правило, профильное образование. Данный принцип согласуется с действующим правительственным «Положением о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций» и не противоречит профессиональным стандартам ОАО «РЖД» в области качества обучения и повышения квалификации персонала.

Евгений Тарасов,
проректор Самарской академии
государственного и муниципального управления, д.т.н., профессор

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28