05 марта 2021 13:14

Дети и роботы

Юные железнодорожники конструируют наравне со взрослыми

На выставке юных моделистов «Поезд будущего», прошедшей в рамках смотра-конкурса «Идея ОАО «РЖД», демонстрировались настоящие технические находки.
Михаил Шульгин, слесарь по ремонту подвижного состава моторвагонного депо Лобня МЖД, кандидат технических наук
Моё внимание привлекли макет железнодорожного вокзала в Лабытнанги и экспонировавшаяся рядом с ним модель поезда модульной конструкции, напоминающей гусеницу.

Побеседовав с создавшими их ребятами, представлявшими Северную железную дорогу, я с удивлением узнал, что к идее такого поезда они пришли самостоятельно. При этом, сами того не ведая, во многом повторили в нём идеи «неопрокидываемого» (защищённого от схода с опрокидыванием вагонов при любых повреждениях пути) европейского концепт-поезда Trainguard.

Не случайно, что именно об этом экспонате упомянул на научно-практической конференции «Техническое творчество – первый шаг к инновациям», состоявшейся после закрытия выставки юных моделистов, старший вице-президент ОАО «РЖД» – главный инженер компании Валентин Гапанович.

Весьма удивила меня и модель роботизированного железнодорожного комплекса. Ребята воплотили в ней принципы построения автоматизированной системы безопасности на основе искусственного интеллекта.

Для этого они создали несколько роботов: поезд, автомобиль, систему управления переездами и стрелками и погрузочно-разгрузочный комплекс.

Все они в этой модели функционируют самостоятельно и не сталкиваются даже при возникновении нештатной ситуации, например, при появлении на пути неожиданного препятствия.

Но больше всего меня поразили на выставке сами дети – их лица, глаза. Глядя на них, понимаешь, что, в конечном счёте, успех и прогресс в отрасли определяется не техникой, а людьми. Причём не только корпусом профессионалов – своего рода «хранителей опыта», но и приходящей им на смену молодёжью.

Ведь техника, материальные ресурсы нарабатываются при необходимости очень быстро, чему есть достаточно примеров в истории. Например, восстановление промышленности после Великой Отечественной войны. А вот молодёжь приобщается к техническому творчеству значительно медленнее и требует трепетного к себе отношения.

Без этих двух составляющих «бриллиантового фонда» железнодорожной отрасли – опытных профессионалов и творческой молодёжи – успешное развитие не будет в состоянии обеспечить никакая, пусть даже самая совершенная техника. Ведь недаром говорится, что все войны выигрывает учитель.

Поэтому наиболее интересным событием того дня для меня стала не научно-практическая конференция, на которую я был делегирован от нашего депо, а состоявшаяся рядом с ней, в зале Рижского вокзала, выставка детского технического творчества.

На мой взгляд, именно молодёжное и детское техническое творчество должно стать главной заботой руководителей нашей компании на всех её уровнях.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31