08 апреля 2020 12:10

Одеяло для паровозов

Одержимость профессией передаётся в семье Кузьминых – Приходько по наследству

История династии Кузьминых – Приходько началась ещё в конце XIX века – в царстве Польском и на берегах Дона.
Мама Светланы и Александра, Ядвига, была полячкой. Вся мужская половина семьи – отец, дед, четверо братьев Ядвиги – работала на железной дороге. А её мать увлеклась революционной деятельностью, общалась с Кларой Цеткин, Розой Люксембург, перевозила запрещённую литературу. Об этом стало известно местному ксендзу, который посоветовал семье немедленно покинуть Польшу. Семья переехала в станицу Кущёвская и продолжила работать на дороге.

Ядвига Каземировна до войны работала начальником грузового двора станции Кавказская, а во время эвакуации в Акмолинске (будущий Целиноград в Казахстане) из-за нехватки мужчин пришлось поработать и кочегаром на паровозе. Здесь же Ядвига удочерила Светлану, родители которой затерялись в военное лихолетье. Замуж Ядвига вышла за потомственного железнодорожника Василия Кузьмина.
– Первым из семьи на дорогу, когда она только появилась на Дону, пришёл мой прапрадед Иван Кузьмин, – рассказывает Александр Кузьмин. – Во Владикавказские паровозоремонтные мастерские он устроился, взяв с собой сына. Здесь же работал мой дед и начинал отец.

Впрочем, отец Александра и Светланы проработал тут недолго. Он мечтал не ремонтировать, а водить паровозы. Как только позволил возраст, Василий стал помощником машиниста, а затем и машинистом. Во время Великой Отечественной войны доставлял к фронту боеприпасы, водил в тыл санитарные поезда.
– Отец был одержим работой, – вспоминает Светлана Приходько. – Однажды в депо случилась проблема с ветошью для протирки паровозов, так папа потихоньку перетаскал на работу для этих целей «начинку» нашего ватного одеяла.

Даже на пенсии Василий Кузьмин не мог расстаться с дорогой и создал две модели паровозов. У метровых родственников стальных гигантов всё было как у настоящих. Даже топку можно было растопить углем и увидеть вырывающиеся из миниатюрной трубы клубы дыма.

Рядом с таким отцом Александр мог мечтать только о магистрали.
– Папа часто брал меня с собой, – вспоминает он. – Ещё в школе я пошёл на Детскую железную дорогу, а после устроился в локомотивное депо Ростов слесарем.

Александр был обточником колёсных пар, мастером, старшим мастером. Уже потом жизнь повернулась так, что довелось поработать начальником нескольких вокзалов Северо-Кавказской дороги.

Светлана же после школы решила пойти на подшипниковый завод. Была токарем, шлифовщиком, но через несколько лет вернулась на проторённую семьёй дорогу. И практически сразу встретила свою судьбу – Николая Приходько. Познакомил их Александр, который вместе с Николаем работал на тот момент слесарем в локомотивном депо. Свадьбу сыграли в День железнодорожника. 50 лет назад.
– Мой отец был водителем грузовика, – рассказывает Николай Приходько. – За баранкой прошёл финскую и польскую кампании, всю Великую Отечественную. А вернувшись с фронта, резко изменил жизнь – пошёл на железную дорогу.

Сам Николай долго выбирал профессию. Поступать поехал в Москву, но вуз – авиационный или железнодорожный – выбрал на месте. Решающее значение сыграло наличие у студентов-железнодорожников общежития. После учёбы вернулся в Ростов-на-Дону, в местное локомотивное депо, где прошёл путь от слесаря до главного инженера.

По стопам предков пошли и дети. Сын Светланы и Николая Александр – выпускник Ростовского института инженеров железнодорожного транспорта, ведущий инженер по качеству ОАО «ТМХ Сервис». Жена Александра Вероника тоже железнодорожница, и по примеру родителей в свой профессиональный праздник они в следующем году отметят серебряный юбилей свадьбы. Дочь Александра Кузьмина Инна работает техником-расшифровщиком в локомотивном эксплуатационном депо Батайск.

Да что там среднее поколение, когда уже и младшие в семье Кузьминых – Приходько связали свою жизнь с дорогой. Внук Александра Кузьмина Артём учится в РГУПСе, внучка Ирина окончила этот университет с красным дипломом и второй год трудится на Ростовском электровозоремонтном заводе, где работали её бабушка, дедушка и отец.
– Выбор профессии предопределила история семьи, – смеётся Ирина. – Я ни разу не пожалела об этом. Наверное, потому что с детства знала, что меня здесь ждёт. И мне это нравилось.

Игорь Евдокимов
Фото автора



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30