12 мая 2021 08:58

Судьба «Ангары»

О старинном ледоколе позаботится аварийно-спасательная служба

Единственное из первых судов ледокольного типа, сохранившееся до наших дней, вопреки опасениям общественности не будет передано в частные руки.
«Ледокол «Ангара» находится в областной собственности, и этот статус менять никто не собирается», – заверил министр культуры и архивов Иркутской области Виталий Барышников.

Уникальное судно было спущено на воду в июле 1900 года в селе Лиственичном, что на берегу Байкала. Сюда ледокол доставили в разобранном виде из английского Ньюкасла: он был построен на стапелях верфи фирмы «Сэр В. Г. Армстронг, Витворт и Ко» по заказу Комитета по постройке Сибирской железной дороги. Судно предназначалось для прокладки во льдах пути для железнодорожного парома «Байкал», который перевозил составы на другой берег сибирского озера. В паре ледокол и паром ходили до 1906 года, когда было завершено строительство Кругобайкальской дороги.

В последующие десятилетия «Ангаре» какое-то время находили применение, а затем она почти четверть века в полузатопленном состоянии ожидала решения своей участи. Ледокол чуть было не разрезали на металлолом.

Судно восстановили в 1990 году благодаря поддержке общественности и регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. У этой организации «Ангара» и находится до сих пор в безвозмездном пользовании. Но, по словам министра культуры и архивов, договор с обществом будет расторгнут, поскольку у него нет средств содержать ледокол.

«Ангара» будет передана областному государственному учреждению «Аварийно-спасательная служба Иркутской области», которая и будет поддерживать его в надлежащем состоянии», – уточнил Виталий Барышников. По его словам, славное прошлое ледокола, в том числе и его вклад в строительство железной дороги, не будет забыто: экскурсиями и постоянными экспозициями, в том числе посвящённой строительству Транссибирской магистрали, поручено заняться областному краеведческому музею.
«В судьбе «Ангары» наконец-то наступит определённость. Она должна быть сохранена для потомков», – уверен заместитель директора музея Восточно-Сибирской магистрали, иркутский краевед Александр Хобта.

Сергей Кез,
соб. корр. «Гудка»
Иркутск
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31