18 июня 2021 06:04

Им сверху видно всё

Каждый машинист и его помощник знает, что он «глаза и уши» магистрали. Ведь в рейсе они видят недоработки смежных служб, а потом заносят свои наблюдения в Книгу замечаний. За бдительность премируют, деньги на эти цели выделяются из фонда оплаты труда эксплуатационных локомотивных депо, но система на сети работает по-разному.
Индивидуальный подход

По словам инженера цеха эксплуатации депо Оренбург Дениса Мельникова, у каждой дороги есть право корректировать систему мотивации, но только по согласованию с Дирекцией тяги.

«Раньше была фиксированная премия около 5 тыс. руб., – рассказали «Гудку» в финансово-экономическом секторе депо Самара. – Машинисты набирали 10 замечаний и не тужили. Но в этом году ввели премиальную «вилку» – от 500 до 5 тыс. руб. в месяц». Начисляют каждому машинисту персонально. «От шести замечаний в месяц доплачивается 5% от фактически отработанного времени за месяц, в случае если машинист находился в кабине, – поясняет и.о. главного инженера депо Виталий Жидов. – От 11 до 15 замечаний – 10%, от 16 до 20–15%. В штате около 330 машинистов. За июль выплатили около 362 тыс. руб.».

А вот на СКЖД ещё до начала этого года за 10 замечаний в месяц начислялось 2,5 тыс. руб., а сейчас эта же сумма выплачивается за семь. «Раньше у нас было два-три активных машиниста, а с введением новых правил – около 20», – рассказывает инженер депо Кавказская Александра Звонникова.

В депо Воронеж-Курский премию за бдительность можно получить неоднократно. Пять лучших бригад награждают по итогам месяца и три – по итогам квартала. «Если за месяц это 5–20% от оклада, то за квартал можно получить и половину. У машиниста это может быть 12–15 тыс. руб., у помощника – 8–9 тыс. руб.», – говорит машинист-инструктор депо Александр Дёмин.

От активности заполнения книги зависят и итоги соревнований между колоннами. «Критерием для колонны выступает такой показатель, как количество замечаний на одного машиниста. И в целом рейтинг колонны может повышаться, так как работа с книгой не на последнем месте, – рассказывает замначальника депо Хабаровск-2 Виталий Повисок. – Аналогичный показатель применяется и в случае индивидуального рейтинга, наряду с такими критериями, как экономия топливных расходов, отсутствие замечаний по скоростемерным лентам». Самых бдительных премируют. «За год количество замечаний выросло на 47%, – говорит начальник сектора безопасности движения Восточно-Сибирской дирекции тяги Александр Коренев. – Если в июле 2012-го было зафиксировано 4171 замечание, то в июле нынешнего – 6132».


Серьёзные и смешные

Замечания бывают разные. «Так, недавно бригада предотвратила потерю груза, – рассказывает машинист депо Саратов-пассажирское Виталий Бондаренко. – Заметила, что из вагона высыпается минеральное удобрение, оповестила диспетчера. Внимательность оценили в 7 тыс. руб. Тогда как за 20 замечаний в месяц машинист получает 4 тыс., а помощник – 2 тыс. руб.».

Но в книге можно увидеть и другие записи. Например, о том, что на контактном проводе застряли воздушные шары или что часы на станции спешат на минуту. Над машинистами давлеет план, вот они и «гонят строку».

Или становятся слишком придирчивыми. «Заметил отсутствие пикетного столбика, проехал – нет таблички с километражем на том же перегоне, он оформляет как два отдельных случая, – отмечает Виталий Бондаренко. – Во всех депо ведём разъяснительные беседы с бригадами».

Технолог Жигулёвской дистанции пути Марина Русакова говорит, что суть замечаний не всегда соответствует недостаткам, влияющим на безопасность движения. Это особенно актуально при работе в единой корпоративной автоматизированной системе управления инфраструктурой (ЕКАСУИ). С ней интегрирована АСУ ЗМ.
«Любое замечание в ЕКАСУИ называется инцидентом и требует расследования. Однако на деле это нужно не всегда, – говорит Марина Русакова. – Например, поступило замечание «неограждение работ». Машинист проследовал по участку в 6.00, а бригада прибыла к месту работ в 6.30 и выставила ограждение. В данном случае нужен простой ответ, а не привлечение монтёров к работам для устранения замечания, как это требуется в ЕКАСУИ.

Система устроена так, что надо давать ответ или отказ в любом случае. Мы каждый месяц даём отказы по путям, принадлежащим частникам, а машинисты продолжают писать в адрес дистанций пути. Всё же необходимо совместно с дирекциями, работающими в АСУ ЗМ, пересмотреть соответствующий алгоритм функционирования ЕКАСУИ, основываясь на мнениях всех причастных к расследованию замечаний машинистов».


Несомненная польза

В то же время, убеждён машинист пассажирской колонны депо Новосибирск Владимир Суббота, запись замечания – это уверенность, что меры будут приняты. «А ведь бывает, что Книга замечаний машиниста помогает предотвратить ЧП, – констатирует он. – Полтора месяца назад нам попался встречный грузовой поезд с пиломатериалами. Мы увидели, что груз имел признаки смещения. Сообщили об этом бригаде встречного поезда, потом дежурному по станции, а по возвращении внесли запись в книгу».

Она, кстати, помогает правоохранительным органам бороться с нарушителями Правил дорожного движения. «Автомобиль пересёк переезд перед носом приближающегося поезда. Лихача могут лишить прав именно по замечанию машиниста», – поясняет Виктор Коровин.


Смежные обиды

Однако бывают случаи, когда локомотивщикам невыгодно проявлять рвение. «Сейчас экономят, и руководство депо небезоговорочно платит, – сетует машинист-инструктор депо Ярославль-Главный Игорь Метелев. – Машинисты – а их 42 человека – больше не пишут по 10 замечаний. Каждый – по два-три. К тому же заработать 2 тыс. руб. премиальных сложно – надо иметь не меньше 10 замечаний в месяц и доказывать их».
«Машинист после рейса уставший, – говорит машинист-инструктор депо Волгоград-пассажирское Сергей Быков. – Ему бы скорее домой, а он должен оформить замечания и контролировать ответ смежников. Если ответа нет, нужно оформить запрос повторно. Если пришёл, то должен писать, устраивает его ответ или нет. И всё это в личное время. Если своевременно не ознакомился с ответом, сам зарабатывает замечание по невнимательности. Машинисты считают, что технологию необходимо упростить».

Пассивная позиция продиктована и отношением к замечаниям причастных служб и дирекций. Игорь Метелев утверждает, что раньше реакция на замечания была более оперативной. «Сейчас реагируют не столь активно, – говорит он. – Пишем по три-четыре раза об одном и том же, а причастные всё равно ничего не делают».
«Смежники часто возмущаются и не торопятся исправлять свои ошибки, обвиняя машинистов в доносах, – рассказывает Виталий Бондаренко. – Не понимают, что мы не кляузы собираем, а обеспечиваем безопасность движения».

Но такая реакция вполне объяснима. За ошибки наказывают взысканиями и рублём. «Дежурную по станции, объявившую об открытом входном и выходном сигнале, тогда как горел красный, лишили премии», – говорит и.о. начальника депо Свердловск-пассажирский Сергей Полюдов.

По мнению Игоря Метелева, за выявленные нарушения бригаде нужно платить премию за счёт того подразделения, на чью ответственность отнесена обнаруженная неисправность.

Впрочем, лёд уже тронулся. Первой ласточкой стало недавнее положение ОАО «РЖД» о дополнительном премировании работников за предупреждение случаев производственного травматизма, которые могут возникнуть в результате наезда подвижного состава. Одно из основных новшеств документа, который касается и локомотивщиков, – выплата премий за счёт средств филиалов, работники которых допустили нарушения.

Игнат Вьюгин

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31