24 июня 2021 03:19

Дорога главврача

За плечами Александра Панюшкина тысячи операций и больница, которую он вывел в передовые

Заслуженный врач РФ, почётный железнодорожник Александр Панюшкин, на протяжении четверти века возглавлявший дорожную больницу в Северной столице, внёс заметный вклад в развитие медицинской службы Октябрьской дороги, да и ведомственного здравоохранения в целом.
В медицину через флот

Путь Панюшкина к исполнению детской мечты стать врачом был нелёгким. Окончив школу, Александр успешно сдал экзамены в Казанский медицинский институт, но тут вышло распоряжение Совмина СССР: всех годных по состоянию здоровья абитуриентов направлять на учёбу в военные училища. Так Панюшкин оказался курсантом Высшего военно-морского училища специальной связи, по окончании которого его распределили служить на Балтику.

Несколько лет военной службы, конечно, не пропали даром. Александр Иванович научился ставить чёткие цели и добиваться их выполнения, не пасуя перед трудностями.

Когда начались пагубные для Военно-морского флота хрущёвские реформы, в запас отправляли даже тех офицеров, которым до пенсии не хватало всего нескольких месяцев. Панюшкина в их числе не было – его собирались направить на Тихоокеанский флот. Но у молодого офицера были другие жизненные планы, и он подал рапорт об увольнении.

Как на крыльях прилетел Александр Панюшкин в Ленинград и с ходу снова поступил в институт, на этот раз – в Первый медицинский имени академика И.П. Павлова.


Хирург от бога

Впервые Александр побывал в операционной ещё в юном возрасте. На той экскурсии многие ребята попадали в обморок, а Саша решил: стану хирургом.

На счету нейрохирурга высшей квалификационной категории Александра Панюшкина около 2 тыс. операций, из них 98 – по поводу опухолей спинного мозга. И ни одного послеоперационного осложнения. Его пациенты, из-за болезни потерявшие возможность двигаться, уходили из больницы на своих ногах. Последнюю операцию на спинном мозге Александр Иванович провёл в 70 лет.

Панюшкин очень благодарен своим учителям – Борису Самотокину и Владимиру Шустину. Большое счастье – встретить в начале своего профессионального пути таких людей. Впоследствии сам Александр Иванович стал для многих молодых хирургов таким добрым гением – вдумчивым и талантливым наставником. В помощь коллегам Панюшкин издал монографию «Клиника и хирургическое лечение дискогенных пояснично-крестцовых радикуломиелоишемий», где описаны симптоматика ишемических расстройств в спинном мозге, методы диагностики, показания к оперативному лечению и техника операций.


Матушка железная дорога

С распределения новоиспечённый выпускник мединститута ушёл с начальником врачебно-санитарной службы Октябрьской дороги Михаилом Коноваловым. Так в дорожную больницу имени Ф.Э. Дзержинского попал человек, которому было суждено вывести её в разряд самых передовых не только в Ленинграде и на Октябрьской магистрали, но и на всей сети.

Поработав несколько лет врачом-ординатором нейрохирургического отделения, в 1970 году Панюшкин возглавил его. Дорожная больница уже тогда была базой Военно-медицинской академии. На совместных операциях с её профессорами Александр Иванович набирался бесценного опыта.

Годы врачебной практики оттачивали мастерство хирурга, а руководство отделением давало организаторские знания и навыки. И вскоре руководство магистрали предложило возглавить врачебно-санитарную службу дороги. «Не хочу быть чиновником от медицины», – был его ответ.

Но заняться организаторской работой Александру Панюшкину всё же пришлось: в 1974 году его назначили главным врачом дорожной больницы.


25 лет у руля больницы

В год, когда Александр Иванович возглавил больницу, ей исполнилось 60 лет. Вся её база состояла из двух корпусов – главного, где размещалась хирургическая служба, и терапевтического – да трёх одноэтажных бараков. Новый главврач мечтал превратить стационар в современное учреждение и начал реорганизацию.

Немало дней и ночей провёл Панюшкин в поездах между Ленинградом и Москвой, куда ездил выбивать финансирование. Главврач упорно шёл к цели. В любую дверь Министерства путей сообщения помогал входить депутатский значок – Александра Ивановича избирали депутатом Ленсовета трёх созывов. В этом качестве он немало сделал и для города.

Достиг и главной цели – подарил новую жизнь родной больнице. Были построены три лечебно-диагностических корпуса, хозяйственный блок с барокамерой, гаражом и бельевой. В отдельном здании оборудовали дорожную станцию переливания крови для снабжения донорским материалом всех медучреждений дороги. На новых площадях появились мощный хирургический блок, приёмное отделение, рентгеновская служба, несколько диагностических отделений. Дорожная больница второй в Северной столице обзавелась магнитно-резонансным томографом, что сразу же расширило её возможности.


Один в поле не воин

Удивительно скромный и порядочный человек, Александр Иванович готов часами говорить о заслугах других людей, которые, по его убеждению, достойны признания. Это начальники дороги Владимир Чубаров и Анатолий Зайцев, уделявшие много внимания дорожной больнице. Это первый вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Морозов, который, будучи начальником ОЖД, профинансировал закупку магнитно-резонансного томографа и специализированного немецкого рентгеновского аппарата, выделил средства на приобретение двух японских диагностических аппаратов для исследования сердца и органов брюшной полости. Уже работая в МПС, в один из приездов в Санкт-Петербург Вадим Николаевич сказал Александру Ивановичу: «Если бы я был премьером, дал бы вам Героя Труда…»


Корабль с орхидеями

16 августа по Неве и каналам Санкт-Петербурга проплыл красивый корабль, украшенный белыми орхидеями. Играла музыка, гости поднимали тосты за здоровье юбиляра. Такой подарок на 80-летие сделали Александру Ивановичу его дети. У него семеро продолжателей рода – двое сыновей и пятеро внуков. Каждым он может гордиться, а сыновья и внуки гордятся своим отцом и дедом.

Елена Ануфриева

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30