07 марта 2021 23:41

Сделать прозрачнее

Развивать южные порты следует в тесной увязке с другими видами транспорта и планами бизнеса

Президент Владимир Путин провёл совещание по развитию портов Азово-Черноморского бассейна, на котором обсуждались планы по наращиванию возможностей портовой инфраструктуры. Добиться большей заинтересованности частного сектора в её инвестировании и повысить уровень логистического сервиса – две главные задачи, которые предстоит решать транспортному сообществу.
Как отметил Президент России, за счёт масштабного строительства в последние десятилетия портовой и терминальной инфраструктуры в разных частях страны – от Прибалтики до Дальнего Востока – только за прошлый год через российские порты удалось перевезти более 565 млн тонн грузов, что на четверть больше, чем «в пик таких перевозок за советское время в 1984 году». Вместе с тем, добавил Владимир Путин, очевидно, что нужно и дальше наращивать перевалочные возможности с учётом роста потребностей как национальной экономики, так и в рамках интеграционных объединений, прежде всего Единого экономического пространства.
«Нужны чёткие ориентиры на перспективу, увязанные с планами отечественного бизнеса, наших крупных компаний и, конечно, с развитием других видов транспорта: трубопроводного, железнодорожного, автомобильного, – подчеркнул президент. – Расположенные здесь (в Азово-Черноморском бассейне. – Ред.) российские порты занимают второе место после Балтики по объёму грузооборота, причём с каждым годом нагрузка на них возрастает. По оценкам экспертов, к 2030 году потребность в перевалке только сухих грузов в портах Южного федерального округа достигнет 150 млн тонн, это более чем в два раза превышает сегодняшние возможности. Уже сейчас терминалы работают, что называется, на пределе».

Для того чтобы снять инфраструктурные ограничения и «создать достаточный резерв портовых мощностей» на южном направлении, «следует подумать об использовании современных моделей государственно-частного партнёрства», сказал Владимир Путин.
«Бизнес уже активно вкладывает средства в порты. Вместе с тем нужно создавать условия, чтобы таких частных инвестиций было больше, гораздо больше. И, разумеется, правительство должно взять на себя заботу о том, чтобы различные бизнесы между собой чувствовали уверенность и гармонизировали свои отношения при поддержке государства», – добавил он.

Инвесторам нужны предсказуемые, понятные правила: строительство какой в каких объёмах инфраструктуры будет финансироваться государством, а какой – ими. Прозрачными должны быть и условия эксплуатации объектов, считает Владимир Путин. Не менее важные задачи – обеспечение конкурентоспособных, привлекательных тарифов на услуги портов и повышение уровня логистического сервиса.

Участвовавший в совещании президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин сообщил, что в прошлом году в направлении азово-черноморских портов компания перевезла 62,4 млн тонн грузов, обогнав позапрошлогодний показатель на 11%.

При этом к 2020 году его предполагается увеличить минимум вдвое – ориентировочно плюс 69,9 млн тонн. В частности, в направлении порта Тамань объём должен достигнуть 65 млн тонн.
«Мы исходим из того, что для развития портов в этом регионе абсолютно необходима синхронизация развития транспортной инфраструктуры. Речь идёт прежде всего о необходимости модернизации и строительства двухпутных участков – от Котельникова до Тихорецкой с обходом Краснодара, потому что через Краснодар мы не провезём даже и более скромный объём грузов. Такие проработки у нас существуют, – отметил Владимир Якунин. – Для того чтобы повысить эффективность работы порта Новороссийск, здесь в большей степени может оказать содействие строительство специального сухого порта на 9-м км. Это позволит улучшить логистическую схему снабжения порта».

По словам министра транспорта РФ Максима Соколова, у ведомства есть планы по развитию Новороссийска. В прошлом году его грузооборот составил 117 млн тонн, но для какого-либо роста объёмов порт исчерпал возможности.
«Однако в соответствии с нашей федеральной целевой программой у нас есть средства на его модернизацию и развитие, в том числе развитие внешней железнодорожной и автомобильной инфраструктуры, в общем объёме до 2020 года в размере 120 млрд руб., из которых около 50 млрд – это средства федерального бюджета и, соответственно, около 70 млрд руб. – это деньги частных инвесторов», – заявил он.

При этом Владимир Якунин обратил внимание на необходимость развития таманской морской инфраструктуры. Глава ОАО «РЖД» пояснил: чтобы провести заявленные грузы, необходимо в общей сложности инвестировать 166 млрд руб., причём это расчёты до 2020 года, и эта цифра согласованная. Из них 72 млрд заложены в долгосрочной инвестиционной программе компании, а вот 88 млрд – «это те деньги, которые должны прийти из ФЦП».

Между тем Владимир Путин сообщил, что планирует провести серию встреч и совещаний для обсуждения перспектив развития портов в ключевых российских акваториях.

Маргарита Меньшакова

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31