14 мая 2021 23:03

Искромётная работа

Автоматическая система управления шлифовкой рельсов исключает ошибки

На рельсошлифовальном поезде станции Касторная-Новая Юго-Восточной дороги проходит испытания новая система автоматизации процессов шлифования. За её работой на перегоне Копанище – Острогожск наблюдал корреспондент «Гудка».
Шлифовка рельсов начинается с прохода измерительной тележки перед поездом. Собранные данные в электронном виде передаются в поезд, и в работу вступают автоматика и шесть шлифовальных тележек.

«После замера рельсов система автоматизации самостоятельно выбирает угол шлифовки для получения оптимального результата и регулирует силу прижима шлифовальных камней к обрабатываемой поверхности. Это полностью исключает ошибки, – объясняет старший мастер поезда Борис Галкин. – Если шлифовальный камень во время работы сильно прижать к рельсу, из-за высокой температуры появится прижог, а металл станет хрупким».

Исключить подобные дефекты помогает стабильная скорость: рельсы шлифуют, двигаясь со скоростью не медленнее 3 км/ч.
«Раньше скорость приходилось регулировать вручную, а значит, больше смотреть не на путь, а на приборы. Сейчас, задав нужную скорость, мы уже не отвлекаемся от шлифовки», – уточняет машинист Владимир Бабенко.

Стабилизировать скорость движения в рабочем режиме стало возможным после ремонта, из которого поезд вышел весной. Помимо системы автоматизации процессов шлифования в ходе восстановления установили два новых дизельных двигателя, а для удобства экипажа из восьми человек – кондиционеры и бытовую технику, от телевизора до встроенной кухонной плиты. «От старого поезда, который сильно пострадал от пожара в 2009 году и долго ждал ремонта, осталась только рама, всё остальное новое», – отмечает Борис Галкин.

Мастер четвёртого участка Лискинской дистанции пути Валерий Рубцов уже оценил работу шлифовальщиков. «Шлифовка устраняет волновой износ, который чувствуется при движении поездов. Увеличивается вибрация, детали и узлы вагонов быстрее изнашиваются, пути тоже испытывают негативное влияние. Так что шлифовка напрямую влияет на безопасность перевозок, комфорт пассажиров и снижает расходы на содержание подвижного состава, – сказал он. – Отлично работают ребята. Ложки в стаканах у пассажиров теперь точно звенеть не будут».

Шлифуя рельсы в районе станции Копанище, поезд невольно поучаствовал в очистке от травы полосы отвода. Оставшиеся после скашивания иссохшие травинки легко загорались от «искропада», сопровождающего процесс шлифования.
«У нас с собой 30 тонн воды и два брандспойта специально для тушения возгораний, – сообщил наладчик Андрей Иванов, который во время шлифовки исполняет обязанности пожарного. – Поливаем всё вокруг».

«Окно» на перегоне Копанище – Острогожск – последний участок за пятнадцатидневную смену этого экипажа (всего за три месяца работы поезд обработал более 1 тыс. км пути). Осталось провести техобслуживание, передать поезд коллегам, и можно на две недели отправляться по домам.

Сергей Михалёв,
соб. корр. «Гудка»
Воронеж
Фото автора
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31