26 февраля 2021 18:21

Учиться или сидеть

Училище пережило революцию и войну, осталось пережить наше время

Более 130 лет стоит на главной улице города Бологого старейшее техническое училище России.
После того как в России появились первые железные дороги, подготовка технического персонала для них велась на рабочих местах. Мастера передавали навыки своим подмастерьям. Позже в России стали появляться железнодорожные училища.

Одно из первых училищ построило на станции Бологое Главное Общество Российских железных дорог, открыли его 1 сентября 1879 года. Сегодня это профессиональное училище № 7. За 130 с лишним лет своей истории оно прерывало работу лишь дважды – в ноябре 1917 года (из-за революции) и на четыре месяца в 1941 году (из-за войны). До революции оно выпустило более 800 техников, а с 1917 года по настоящее время подготовило около 13 тыс. человек по всем железнодорожным специальностям. В 1979 году в честь 100-летнего юбилея училище наградили орденом «Знак Почёта».

А в наше мирное время его чуть было не закрыли. Дело в том, что местные власти, в чьё ведение его передали, в подготовке кадров для железной дороги не заинтересовано. Несколько лет назад они хотели объединить его с ...агротехникумом. Затем городской администрации приглянулось здание ПТУ. Но училище удалось отстоять. Один из главных аргументов – а куда ещё идти учиться тем, кто не смог поступить в высшие учебные заведения? Где ещё молодёжь может приобрести профессию?
– К нам приходят троечники и двоечники, а мы из них делаем специалистов, – рассказывает директор училища Владимир Мартынов. – Отсеивается во время учёбы до трети учащихся. Да и те, что остаются, не подарок.

На столе у директора целая папка дел на нарушителей. Чего там только нет: пивной алкоголизм, нецензурная брань. Когда обращаются к родителям, те говорят: «Вы взялись – вот и воспитывайте!» Потихоньку педагогам удаётся достучаться до сознания самых оголтелых хулиганов, и те вдруг понимают, что если не здесь и не сейчас, то им вообще никакого образования и профессии в этой жизни не получить.

До 2009 года в профтехучилище обучались 400–500 ребят, сейчас вдвое меньше. Здесь могут готовить сварщиков, токарей, фрезеровщиков, но заказа нет. Хотя идут разговоры о том, что в стране не хватает квалифицированных рабочих. Но тем не менее кое-где готовы доломать остатки системы профтехобразования.
– В этом году, – делится давно наболевшим Владимир Фёдорович, – с трудом удалось набрать группу проводников пассажирских вагонов из 10 –15 человек, хотя в прежние годы дороги требовали: дайте нам поездные бригады – людей не хватает. Многие подростки приходят сегодня с ослабленным здоровьем и не могут пройти медкомиссию для поступления в училище. А у большинства нет денег – медкомиссия-то платная. И берут за неё четыре тысячи рублей. А как быть ребятам из неполных или необеспеченных семей?

Хотя педагогический коллектив состоит всего из 37 человек, качество обучения здесь всегда было на хорошем уровне. Но сегодня остро не хватает современного оборудования. К примеру, компьютерных симуляторов для обучения локомотивных бригад. Дорогих подарков в училище не ждут. Эти комплексы могли бы числиться на балансе железнодорожных предприятий, для которых и готовятся кадры. Давно назрел и вопрос о подготовке таких специалистов, как движенцы, электромеханики со средним специальным образованием. И здесь есть взаимопонимание со службой персонала Октябрьской дороги, которая обращалась с таким предложением в правительство Тверской области. Но вопрос пока находится в подвешенном состоянии.

Конечно, проще превратить учебное заведение в бизнес-центр и магазин, чем вывести его на современный уровень. Но есть надежда, что разум всё же возобладает. Тем более что в бологовское училище всегда тянулись ребята не только из Тверской, но и из соседних областей. У них два пути – либо учиться, либо в тюрьму.

Артур Берзин,
спец. корр. «Гудка»
Бологое

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28