26 февраля 2021 18:17

Плеть наготове

Для строительства новых линий импортные рельсы не потребуются

Ввод новых мощностей на российских металлургических заводах уже в будущем году избавит ОАО «РЖД» от дефицита новых рельсов.
Ещё в начале апреля в инфраструктурном блоке ОАО «РЖД» отмечали отставание в сварке плетей из новых рельсов. На базах путевых машинных станций к 1 апреля должно было находиться 315 тыс. тонн рельсов, в то время как реально там насчитывалось всего 195 тыс. тонн.

Дефицит приходилось покрывать закупкой японских, австрийских и даже американских рельсов. Доля импорта в объёме потребления в 2010–2012 годы выросла с 17,7% до 38,7%. Экономически для ОАО «РЖД» это было невыгодно – варианты с поставками отечественных рельсов нужного качества выглядят предпочтительнее.

Спад в российском производстве рельсов наблюдался несколько последних лет. По данным Росстата, оно снизилось в кризисный 2008 год почти на треть – до 834,66 тыс. тонн. В 2010 году последовал восстановительный рост производства до 932,8 тыс. тонн рельсов за год, что составляет 75,4% от докризисного объёма.

В 2011 году производство осталось на уровне предыдущего года, а в 2012 году снизилось до уровня 703,3 тыс. тонн, что связано с широкомасштабной модернизацией на предприятиях ОАО «ЕВРАЗ Западно-Сибирский металлургический комбинат» и ОАО «ЕВРАЗ Нижнетагильский металлургический комбинат», вследствие чего была временно выведена из производства часть мощностей.

В целом российская промышленность удовлетворяет текущий спрос ОАО «РЖД» на стандартные 25-метровые рельсы. Сложнее обстоит дело с рельсами для высокоскоростных магистралей. В 2012 году компании на эти цели пришлось закупить около 220 тыс. тонн 100-метровых японских и австрийских рельсов. Прогнозная потребность в 100-метровых рельсах на 2013 год составляет 660 тыс. тонн, притом что модернизация и полный ввод новых производств в отрасли (которые позволят производить отечественные 100-метровые рельсы) произойдут не ранее конца 2013 года. В ближайшие годы, по словам президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина, эта потребность может превысить 1 млн тонн.

Но к середине этого года «ЕВРАЗ-холдинг» набрал обороты. Как рассказал «Гудку» директор этой компании по техническому регулированию железнодорожной продукции Сергей Палкин, сейчас становится на ноги Новокузнецкий металлургический комбинат, он в процессе освоения мощностей в 950 тыс. тонн в год.
«Там смонтировано новое оборудование – 2,5 км линий машин и механизмов. Операторов почти нет, все автоматизировано, – рассказывает Сергей Палкин. – Всё больше поставляем рельсов из Новокузнецка, которые дешевле тех, что производит наш американский филиал. ОАО «РЖД» заинтересовано именно в российских рельсах – если везти их из-за границы, они выходят дороже. Да и для «ЕВРАЗ-холдинга» не очень рентабельно возить рельсы из США. Поэтому идут постоянные консультации об объёмах поставок».

Вследствие модернизации совокупный годовой выпуск нынешнего монополиста увеличится к концу 2013 года до 1,5 млн тонн рельсов.

Впрочем, не совсем и монополиста. Конкуренцию «ЕВРАЗ-холдингу» вскоре составит Челябинский металлургический комбинат, принадлежащий ОАО «Мечел», – там в конце 2013 года планируется запуск производства, которое будет выпускать по 400 тыс. тонн рельсов год.

По прогнозу консалтинговой компании IndexBox, в будущем году ОАО «РЖД» ждёт строительный бум, потребность в 100-метровых рельсах резко возрастёт. Определяющее значение на рынок рельсов окажут инвестиционные проекты и государственные программы по развитию железных дорог.

В ближайшие годы и на рынке рельсов произойдут существенные изменения. Крупнейший их потребитель – ОАО «РЖД» собирается воплотить сразу несколько проектов новых магистралей, среди которых высокоскоростные до Самары, Екатеринбурга, Казани и Санкт-Петербурга, а также масштабная реконструкция Транссиба, в перспективе строительство вторых путей БАМа.

Вследствие этого увеличивается потребность не только в количестве, но и в качестве рельсов. Компания IndexBox прогнозирует рост отечественного производства рельсов в 2014 году, согласно базовому сценарию, до 1,9 млн тонн. Такой объём производства должен покрыть все потребности внутреннего рынка. Больше того, значительная часть (около 550 тыс. тонн) произведённых в России рельсов пойдёт на экспорт. В 2014 году ожидается сильное падение их импорта, который, по мнению аналитиков, составит всего 113 тыс. тонн.

Валерий Павлов

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28