09 марта 2021 10:30

Олимпийская учёба

Теорию и практику закрепят на тренажёре

В Центре подготовки персонала по обслуживанию высокоскоростных поездов в Санкт-Петербурге в сентябре начнёт работать тренажёр для машинистов «Ласточек».
«Начала занятий ждём с нетерпением, – говорит машинист с Северо-Кавказской магистрали Валерий Терновский. – Раньше я водил грузовые электровозы. Когда увидел «Ласточку», понял: хочу работать на таком поезде. Это престижно. И внести свой вклад в обслуживание Олимпиады, конечно, хочется».

С начала прошлого года в Санкт-Петербурге обучение прошли 44 локомотивщика СКЖД.

Фактически курсантам приходится осваивать многое заново: на обычных электричках и электровозах есть элементы электроники. И они не в диковинку. Однако пока такое оборудование установлено как отдельные системы. А на «Ласточках», как и на «Сапсанах», автоматика собрана в один комплекс, которым управляет бортовой компьютер. К этому, как признаются машинисты, сложнее всего приспособиться.

Процесс обучения предполагает, что к занятиям на тренажёре «Ласточки» курсанты должны приходить уже подготовленными. Поэтому они сначала знакомятся с новыми поездами в теории, потом практика в депо. И лишь затем закрепление знаний и оттачивание практических навыков на тренажёре.
«Он будет оснащён базовым набором программ, – поясняет ведущий программист Центра Василий Алексеев. – Чтобы преподаватели могли моделировать для машинистов различные ситуации на конкретной местности, мы введём в «мозги» тренажёра конкретные участки пути. Для этого нужно создать 3D-модели реальных объектов инфраструктуры. Эта технология уже отработана на нашем тренажёре «Сапсана».
«Сколько будем трогать переключатели? – доносится голос преподавателя из стоящего рядом тренажёра «Сапсана». – Хотите проехать мимо станции с ветерком? Вот так. Это правильное решение…»

За действиями в кабине внимательно наблюдают другие курсанты – всё происходящее транслируется на дублирующие мониторы.

Тренажёр «Ласточки» будет работать по аналогичной схеме. Правда, пока это только металлический каркас. Но уже в ближайшее время начнётся монтаж оборудования и компьютерных систем.

Появление тренажёра в Центре решает наболевшую проблему, ведь машинисты СКЖД познают теорию и практику вождения «Ласточек» в Санкт-Петербурге, а тренажёр пока что есть только в Адлере.

Однако вскоре могут появиться и сложности. Петербургский Центр уже с трудом вмещает студентов со всей сети. К 2020 году количество «Ласточек» увеличится более чем в 7,7 раза. И с такими объёмами Центр уже не справится.
«Существует проект строительства нового здания. Под него даже зарезервирована площадка, – рассказывает заместитель начальника Центра по технической части Никита Богомолов (на фото). – Есть идея установить там дополнительные тренажёры и заложить туда 3D-модели всех участков, по которым будут курсировать «Сапсаны» и «Ласточки». Иными словами, становится реальным сетевое взаимодействие в общей сцене. Скажем, когда два разных поезда движутся по одному участку пути».

Это позволяет повысить эффективность обучения и безопасность движения. Ведь не секрет, что в основе многих аварийных ситуаций на сети недостаточная отработка реакций машинистов на нестандартные ситуации в пути: нажал не тот переключатель, промедлил с торможением. Чем эффективнее тренажёрные системы, тем выше качество работы машиниста.

Андрей Лазарев,
соб. корр. «Гудка»
Санкт-Петербург
Фото автора

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31