08 марта 2021 21:09

Не тот метод

Недавно группа крупных операторских компаний выдвинула предложение об ограничении количества подвижного состава путём квотирования номеров на новые грузовые вагоны. Эта идея вызвана сложившейся впервые у нас в стране за последние сто лет ситуацией с профицитом парка. Как известно, активный приток инвестиций в данный сектор и рост количества вагонов закономерно привели к снижению вагонной составляющей тарифа и сокращению износа подвижного состава, однако при этом вызвали существенные трудности в управлении парком в условиях дефицита инфраструктуры.

Надо ли в таком случае бросаться в другую крайность и оптимизировать число вагонов административными методами? По нашему мнению, нет, потому что минусов от этого будет больше, чем плюсов.

Из истории давно известно, что метод административного ограничения ресурсов, как недавно выразился президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, очень зависит от того, «кто квотирует и как». В таком подходе априори заложены коррупционные риски, бюрократизация, негибкость по отношению к изменениям конъюнктуры рынка. При этом искусственное ограничение предложения сразу вызывает рост цен. Также есть все основания полагать, что при квотировании профицит быстро обернётся опять дефицитом. Словом, для выравнивания спроса и предложения наиболее целесообразно не пытаться делать это вручную, а создавать необходимые экономические условия, главное из которых – действенная плата за нахождение порожняка в отстое. Причём уже сегодня, даже ещё до введения этой меры, приобретение и, соответственно, производство вагонов резко сократились. Операторы работают в условиях свободной цены и конкуренции, а значит, не могут себе позволить вкладывать деньги туда, где они не дают отдачи в результате простоя производственных ресурсов.

Наряду с этим очевидно, что в развитии нуждается и сама инфраструктура, то есть здесь также нужно более активно создавать новые инвестиционные инструменты, например дерегулировать наконец тарифы в конкурентных сегментах перевозок.

То есть оптимизация количества подвижного состава, конечно, необходима, но её следует проводить экономическими мерами. Административное же квотирование вагонов приведёт явно к новым трудностям, от которых в своё время как раз и отталкивалась реформа на железнодорожном транспорте.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31