08 апреля 2020 11:51

Тайны спроса на билеты

ИПЕМ считает, что пассажиры недооценивают новую методику ценообразования ФПК

Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) завершил второй этап исследования «Анализ первых результатов применения методики динамического ценообразования ОАО «Федеральная пассажирская компания»
На этот раз учёные выясняли, влияет ли стоимость авиабилета на изменение цены проезда в купейном вагоне, СВ и вагоне люкс, а также возможно ли летать дешевле, чем ездить поездом.

Почти полгода эксперты ИПЕМ отслеживают эффект от применения ОАО «ФПК» методики динамического ценообразования (далее – МДЦ), которую перевозчик ввёл в тестовом режиме на нескольких маршрутах в марте этого года. Цель исследования – разработка рекомендаций для пассажиров по эффективной организации поездки в новых условиях.

О задачах и выводах первого этапа исследования «Гудок» писал в номере от 26 июня. На этот раз эксперты сделали акцент на анализе влияния изменения стоимости авиабилетов на ценообразование на железнодорожном транспорте, мониторинге разницы в цене между билетами на поезд и самолёт, а также изучении изменений спроса на поезда дневного и ночного следования. Аналогично первому этапу для анализа было выбрано направление Москва – Воронеж. Он проводился ежедневно с 14 марта по 30 апреля. «Под прицелом» ИПЕМа находились билеты на фирменные поезда № 25 и № 46 и авиабилеты экономкласса на самолёты нескольких авиакомпаний.

По словам эксперта отдела исследований пассажирских перевозок ИПЕМа Льва Рузавина, чёткой зависимости изменения стоимости проезда в поездах от изменения цен на авиабилеты выявлено не было.
«Мы установили, что в первые 10 суток начала продаж стоимость билетов в купейные вагоны значительно ниже, чем на самолёт. К примеру, на поезд № 46 пассажир мог приобрести билет на нижнюю полку купе на 66% дешевле по сравнению с самолётом, на верхнюю – на 97% дешевле, – рассказал он. – В последние 10 суток до отправления ситуация менялась: пассажиры могли приобрести авиабилеты экономкласса дешевле оставшихся билетов на поезд на 43% (по сравнению с билетом на верхнюю полку купе. – Ред.). Однако в целом был сделан вывод, что по мере приближения даты отправления стоимость билетов на обоих видах транспорта возрастает синхронно».

Исследуя различия в спросе на поезда дневного и ночного следования, эксперты отметили больший спрос на первые – ввиду более низкой стоимости билетов, удобства расписания и возможности совершить обратную поездку за одни сутки. По словам Льва Рузавина, поезда дневного следования на расстоянии до 600–700 км с преобладающим количеством сидячих вагонов можно назвать отечественными железнодорожными лоукостерами, которые могут конкурировать с авиаперевозчиками.

Одним из печальных выводов экспертов стал тот факт, что для пассажиров введение МДЦ, по всей видимости, осталось незамеченным. Указывает на это то, что они по-прежнему покупают билеты по высокой цене в период за девять суток до отправления поезда, отмечается в исследовании. Однако в ОАО «ФПК» с этим выводом не согласны.
«Мы наблюдаем изменения в поведении пассажиров, в первые дни по нашим направлениям продажа проездных документов увеличилась в среднем на 20%, – отметил начальник управления доходности и программы лояльности Дмитрий Горбатов. – Что касается покупки билета ближе к отправлению, то это бизнес-пассажиры, они не могут спланировать поездку заранее, во-первых, а во-вторых, готовы платить дороже».

Недостаточное информирование пассажиров о новой методике ценообразования источник в ОАО «ФПК» также отрицает. «Информация о динамическом ценообразовании представлена на сайте ОАО «РЖД», лифлеты о новой системе раздавались в поездах, присутствуют информационные носители и в прикассовых зонах вокзалов», – аргументировал он.

В ФПК добавили, что на всех крупных вокзалах размещена информация о новой системе тарифообразования. Тема внедрения системы динамического ценообразования вызвала широкий общественный резонанс, поэтому нельзя говорить о недостаточной информированности пассажиров.

Маргарита Меньшакова



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30