02 марта 2021 02:24

Осознанный выбор

Более половины выпускников уссурийской школы-интерната поступают в профильный вуз

Профориентация – задача, требующая системного решения. Об этом свидетельствует опыт педагогов из города Уссурийска.
По словам заместителя директора по воспитательной работе школы-интерната № 29 ОАО «РЖД» Татьяны Гаршиной, ещё несколько лет назад, как показал опрос, учащиеся имели слабое представление о мире профессий, ограничивались, как правило, «модными». Стало ясно, что детей нужно шире знакомить с железнодорожными специальностями. Так появился общешкольный воспитательный проект «Я выбираю ОАО «РЖД».

Метод проектной деятельности подразумевает самостоятельную работу учащихся. «Когда ребята сами придумывают проект, ставят проблему, решают её и так получают новые знания, это их сильно мотивирует», – говорит заместитель директора школы-интерната по учебной работе Светлана Морозова.

Здесь проходят смотры агитбригад, которые творчески представляют какую-либо железнодорожную профессию.
«Интересен оказался и опыт организации пятой – профориентационной – четверти, в ходе которой выпускники 9-х классов знакомятся с рабочими профессиями, общаются со специалистами, психологом. Это позволяет ребятам определиться с выбором: учиться дальше в интернате, местном лицее № 16 или поступать в Приморский институт железнодорожного транспорта – филиал Дальневосточного государственного университета путей сообщения в Уссурийске», – отмечает Светлана Морозова.

Даже простую экскурсию на железнодорожное предприятие можно провести увлекательно и познавательно для школьников. Яне Базыль из 10-го «А» надолго запомнилось посещение вокзала Уссурийска. «Подумаешь, вокзал! Да кто там не был? Так считают многие, но наше мнение изменилось, – делится впечатлениями старшеклассница. – Мы узнали о другой стороне жизни вокзала. Интересно было познакомиться с теми, кто здесь работает, увидеть, к примеру, погрузку почты. Теперь мы знаем, как обеспечивается бесперебойная работа вокзала».

По отзывам ребят, им интересны экскурсии и на другие предприятия дороги, например на Уссурийскую дистанцию гражданских сооружений, с которой у школы-интерната сложились добрые отношения. По словам преподавателя технологии Геннадия Беликова, дистанция заказывает школьным мастерским ряд изделий. «Ребята делают задвижки, шпингалеты, другие детали. Бесплатно, но для мальчишек важно, что результат их труда находит применение», – рассказывает он.

Помимо уроков технологии Геннадий Беликов ведёт кружок технического моделирования. При этом он сторонник того, чтобы максимум деталей для моделей и макетов изготавливали сами ребята.

Сделанный руками кружковцев макет вокзала Уссурийск со станционными путями и подвижным составом получил высокую оценку на всероссийском смотре-конкурсе железнодорожных моделей «Идея ОАО «РЖД» – 2012» и городском конкурсе «Вернисаж талантов».

За организацию работы с детьми в области научно-технического творчества школа-интернат в прошлом году удостоилась золотой медали Приморского форума образовательных инициатив.

Большую лепту в профориентационную работу вносит и кружок «Юный железнодорожник». В течение учебного года дети изучают теорию, а практические навыки приобретают уже на Малой железной дороге в Хабаровске, куда отправляются каждое лето. Там они не только работают, но и отдыхают: посещают музеи, парки, набережную Амура.

Частые гости школы-интерната – бывшие ученики. Так, в 5-м «А» недавно побывала выпускница, ныне второкурсница Дальневосточного госуниверситета путей сообщения Ольга Лабуз, которая тоже проходила практику на детской «железке». «Оля так интересно рассказала об учёбе в вузе, о своей будущей профессии, что мне тоже захотелось заниматься в кружке, связать свою жизнь с железной дорогой», – говорит пятиклассник Роман Варюжко.

Сегодня в железнодорожный вуз поступают 60–65% выпускников школы-интерната. В том числе и благодаря тесному сотрудничеству школы и университета. Совместно разработан проект дистанционного обучения, и преподаватели вуза, находясь в Хабаровске, по видеоконференцсвязи регулярно проводят со школьниками занятия по физике и математике.

Но сейчас университет ориентирован на приём абитуриентов с высокими баллами по ЕГЭ. Поэтому, считают педагоги, следует развивать практику целевого и даже приоритетного набора выпускников школ-интернатов РЖД.

«Середнячки тоже могут стать хорошими железнодорожниками, и у них должен быть шанс поступить в вуз, – утверждает Светлана Морозова. – Но, конечно, выпускники школ РЖД должны быть конкурентоспособны по уровню знаний, и работа в этом направлении приносит плоды. Например, за прошлый учебный год наши ребята завоевали более 60 призовых мест в интеллектуальных конкурсах разного уровня – от городских до всероссийских». Школа-интернат № 29 в прошлом году заняла второе место в конкурсе образовательных учреждений ОАО «РЖД».

«Все учреждения сети уделяют внимание вопросам профориентации. Например, во всех школах у нас есть кружки «Юный железнодорожник», больше половины ребят, занимающихся в них, летом выезжают на железную дорогу. Особенность школы-интерната № 29 в том, что там ведётся ещё и профессиональная подготовка, в процессе которой ученики старших классов постигают азы таких специальностей, как слесарь, проводник, и другие. Такая практика на сети есть только в шести учреждениях, – рассказывает заместитель начальника департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Елена Иванова. – Средний показатель поступивших в железнодорожные вузы из наших школ по прошлому году – 52%. Лет семь назад было 30%, и мы считали это успехом. Здесь же мы говорим уже о 65%, и это очень хороший результат».

Ко всему прочему школа-интернат № 29 – инновационная площадка Школы педагогики Дальневосточного федерального университета и Приморского краевого института развития образования.

Наталья Савельева
Павел Усов,
соб. корр. «Гудка»
Уссурийск

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31