02 марта 2021 01:16

Удобно устроились

Черноморским судовладельцам провели массовую проверку на порядочность

С 13 по 16 мая Международная федерация транспортных рабочих (ITF) при поддержке профсоюзов моряков и докеров стран Черноморского региона провела акцию по борьбе с недостойными условиями работы на судах.
Сергей Фишов, координатор ITF в России
В течение четырёх дней группы инспекторов посещали суда, работающие под удобными флагами, и проверяли соблюдение международных трудовых норм. Кампания одновременно стартовала в крупных портовых городах всех причерноморских государств: Украины, Румынии, Болгарии, Турции и Грузии.

В России она проходила в морских и речных портах Чёрного и Азовского морей: в Новороссийске, Ейске, Тамани, Темрюке, Порту Кавказ, Ростове-на-Дону, Таганроге и Азове. Подробности акции мы узнали у её куратора – координатора ITF в России Сергея Фишова.

– Сергей Алтерович, какова была основная цель кампании?
– В первую очередь она была направлена против субстандартного судоходства, которое, как правило, ведётся под так называемыми удобными флагами. Это когда судовладельцы регистрируют суда под флагами стран с «нетребовательным» законодательством: чтобы не выплачивать налоги в своей стране и чтобы условия работы экипажа не попадали под действие национального законодательства. К примеру, в российском прописано, что заработная плата морякам должна выплачиваться ежемесячно. В то время как морские кодексы в государствах, предоставляющих удобные флаги – те же Мальта, Панама, – не контролируют выполнение таких условий на борту судна. Поэтому многие судовладельцы этим пользуются. А обязать их выплатить заработную плату очень тяжело, потому что на какой-нибудь Кипр никто с ними судиться не поедет. Единственная превентивная мера, которая может помочь морякам, – это аресты таких судов. Для этого есть соответствующие морские конвенции, которые Россия тоже ратифицировала.

– Насколько субстандартное судоходство развито на Чёрном море?
– Там это большая проблема. Много судов, особенно мелких, которые не соответствуют требованиям безопасности.
В некоторых случаях – из-за их изношенности, в некоторых – из-за нарушения правил эксплуатации. К примеру, некоторым судам класса «река – море» разрешено ходить только вблизи берегов, но они нередко выходят в открытое море.
А условия труда и быта моряков во многих случаях просто вопиющие. Часто имеют место случаи невыплаты зарплаты по три-четыре месяца. Имеются и случаи гибели моряков.

– Каковы результаты акции в российских портах?
– Их достаточно. К примеру, в Новороссийске 11 членам экипажа возместили $40 тыс. Под угрозой ареста или остановки судна.

– Прямо сразу?
– Конечно. У профсоюзов есть действенные меры воздействия на судовладельцев. Поэтому многие из них решают выплачивать во внесудебном порядке. Чтобы избежать акций протеста на борту судна или его ареста. Буквально могут прилететь с чемоданом, скажем, из Турции и выдать наличные.

– Раз для российских судовладельцев удобные флаги – такой большой соблазн, может, стоит как-то смягчить для них российское морское законодательство?
– Во-первых, в России создан международный морской реестр. Это значит, что судовладельцы, работающие под российским флагом в международном плавании, освобождены от выплат страховых взносов в различные фонды: пенсионный, медицинский и другие. То есть определённая налоговая нагрузка с них снята.
С другой стороны, у многих российских судовладельцев флот иностранной постройки. Чтобы его ремонтировать, нужно доставлять из-за рубежа запчасти. Если судно под российским флагом, значит, нужно платить таможенную пошлину. Если же под удобным флагом – пожалуйста, привозите и ремонтируете в любой стране. Судно иностранное – на него юрисдикция государства не распространяется. Конечно, многие выбирают второй вариант.
В любом случае создавать для своих судовладельцев преференции – в части портовых сборов и других его затрат – дело государства, если оно заинтересовано в том, чтобы судовладельцы работали под российским флагом. Но мы пока не видим, что Россия в этом заинтересована.

– Не заинтересована или просто ничего не делает для этого?
– Вот смотрите: «Совкомфлот» – крупнейшая государственная судоходная компания. Все её основные суда оперируются под удобными флагами. Подчеркну, что компания на 100% государственная. Вот вам и ответ на ваш вопрос. А российский флаг у нас используется там, где его не использовать просто запрещено – это внутренние водные пути. И, кстати, поэтому многие судовладельцы как на юге, так и на севере рефлагируют суда с удобного на российский, чтобы использовать их для перевозки грузов, которые можно взять на реке. Потому что судовладелец всегда смотрит, где какой флаг ему выгоднее. И чувство патриотизма тут отсутствует.

– С морского законодательства какой страны нужно брать пример России?
– Англия. Вообще всё морское законодательство было создано на основании английского морского права, которое возникло около 150 лет назад. Многие положения этого права перешли в законодательства других стран, какие-то стали основой международных конвенций. Но в российском законодательстве в этом плане очень много пробелов.

Беседовала Маргарита Меньшакова


Справка «Гудка»
Акция по борьбе против удобных флагов – одна из самых известных кампаний ITF, она ведётся с 1948 года. По данным организации, сегодня на Чёрном море работают две с половиной тысячи судов. Полуторам тысячам из них больше 20 лет, восьмистам – больше 30. Средний заработок моряков на этом флоте значительно уступает оплате труда их коллег (как правило, он недотягивает и до 10 тыс. руб.), большинство даже не имеют трудовых контрактов, не говоря уже о дополнительной защите в виде коллективного договора стандарта ITF.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31