
Без обязательств
Газовое топливо приблизят к перевозкам
ОАО «РЖД» и ОАО «НК «Роснефть» подписали меморандум о взаимопонимании и о совместной реализации проекта использования газа на железнодорожном транспорте.
Цель подписанного документа, по заявлению сторон, – долгосрочные партнёрские отношения и взаимовыгодное сотрудничество между компаниями. Предполагается, что проект будет реализован с привлечением крупнейших производителей в сфере железнодорожного транспорта. Однако конкретные предприятия пока не называются.
Как сообщил «Гудку» начальник Центра инновационного развития ОАО «РЖД» Александр Корчагин, планируется разработка бизнес-плана проекта.
«В ближайшем будущем этот бизнес-план должен будет определить приоритетные направления использования газа на железнодорожном транспорте, – говорит он, – и организовать проведение НИОКР, направленных на повышение эффективности использования газового топлива. В том числе путём совершенствования газовых турбин и газопоршневых двигателей для обеспечения снижения расхода газа на холостом ходу и частичных режимах. Кроме того, документ позволит определить технологии использования газа на железнодорожном транспорте, его хранения и бункеровки с учётом актуального статуса разработок новых газотепловозов и газотурбовозов, проектов перевода существующих тепловозов на газовую тягу, степени готовности разработок к внедрению в промышленное производство. Специалисты оценят готовность российской промышленности к массовому производству и модернизации подвижного состава, а также потребность в газе при различных вариантах его использования. Определят требования к качеству и параметрам газа для использования на железнодорожном транспорте».
Сейчас для реализации проекта планируется провести оценку действующих нормативно-правовых актов, относящихся к использованию газа на железнодорожном транспорте, и при необходимости подготовить предложения по их совершенствованию или разработке новых нормативно-правовых актов. Подписанный меморандум не налагает на подписавшие его стороны финансовых или юридических обязательств.
«Конкретные обязательства РЖД и «Роснефти», направленные на реализацию сотрудничества, а также условия и процедуры взаимодействия, порядок проведения мероприятий или другие действия, необходимые для его выполнения, будут определены в будущем специально заключаемыми договорами», – сообщил начальник ЦИР «РЖД».
Для реализации положений меморандума в настоящее время формируется рабочая группа, в состав которой наряду с представителями сторон, как предполагается, будут входить представители ведущих производителей железнодорожной техники.
В «Роснефти» от официальных комментариев относительно документа отказались.
По словам начальника управления эксплуатации пути и тягового состава ООО «Газпромтранс» Олега Гужвы, в настоящее время дочерняя компания «Газпрома» тоже изучает вопрос использования газомоторного топлива на железнодорожном транспорте.
«Главная на сегодняшний день проблема – нужных нам газопоршневых тепловозов как готового изделия в России ещё нет. Этот вопрос мы прорабатываем совместно с ООО «Газпром газомоторное топливо». В настоящее время ещё неизвестно, на каком предприятии мы закажем производство такой продукции. Сейчас в России тепловозами занимаются «Трансмашхолдинг» и Группа «Синара», и я думаю, что в конечном итоге после проведения всех необходимых тендеров мы будем выбирать между этими двумя компаниями. Естественно, это вопрос не завтрашнего дня, но я полагаю, что работа по внедрению первых газопоршневых тепловозов в нашей компании завершится не раньше, чем через три года», – отметил Олег Гужва.
Как сообщил «Гудку» начальник Центра инновационного развития ОАО «РЖД» Александр Корчагин, планируется разработка бизнес-плана проекта.
«В ближайшем будущем этот бизнес-план должен будет определить приоритетные направления использования газа на железнодорожном транспорте, – говорит он, – и организовать проведение НИОКР, направленных на повышение эффективности использования газового топлива. В том числе путём совершенствования газовых турбин и газопоршневых двигателей для обеспечения снижения расхода газа на холостом ходу и частичных режимах. Кроме того, документ позволит определить технологии использования газа на железнодорожном транспорте, его хранения и бункеровки с учётом актуального статуса разработок новых газотепловозов и газотурбовозов, проектов перевода существующих тепловозов на газовую тягу, степени готовности разработок к внедрению в промышленное производство. Специалисты оценят готовность российской промышленности к массовому производству и модернизации подвижного состава, а также потребность в газе при различных вариантах его использования. Определят требования к качеству и параметрам газа для использования на железнодорожном транспорте».
Сейчас для реализации проекта планируется провести оценку действующих нормативно-правовых актов, относящихся к использованию газа на железнодорожном транспорте, и при необходимости подготовить предложения по их совершенствованию или разработке новых нормативно-правовых актов. Подписанный меморандум не налагает на подписавшие его стороны финансовых или юридических обязательств.
«Конкретные обязательства РЖД и «Роснефти», направленные на реализацию сотрудничества, а также условия и процедуры взаимодействия, порядок проведения мероприятий или другие действия, необходимые для его выполнения, будут определены в будущем специально заключаемыми договорами», – сообщил начальник ЦИР «РЖД».
Для реализации положений меморандума в настоящее время формируется рабочая группа, в состав которой наряду с представителями сторон, как предполагается, будут входить представители ведущих производителей железнодорожной техники.
В «Роснефти» от официальных комментариев относительно документа отказались.
По словам начальника управления эксплуатации пути и тягового состава ООО «Газпромтранс» Олега Гужвы, в настоящее время дочерняя компания «Газпрома» тоже изучает вопрос использования газомоторного топлива на железнодорожном транспорте.
«Главная на сегодняшний день проблема – нужных нам газопоршневых тепловозов как готового изделия в России ещё нет. Этот вопрос мы прорабатываем совместно с ООО «Газпром газомоторное топливо». В настоящее время ещё неизвестно, на каком предприятии мы закажем производство такой продукции. Сейчас в России тепловозами занимаются «Трансмашхолдинг» и Группа «Синара», и я думаю, что в конечном итоге после проведения всех необходимых тендеров мы будем выбирать между этими двумя компаниями. Естественно, это вопрос не завтрашнего дня, но я полагаю, что работа по внедрению первых газопоршневых тепловозов в нашей компании завершится не раньше, чем через три года», – отметил Олег Гужва.
Константин Мозговой