
Универсальный принцип
Единое автоматизированное управление трудовыми ресурсами позволяет исключить человеческий фактор
Вести общую базу данных по персоналу и обеспечить применение единых подходов и алгоритмов по решению управленческих задач на всей территории присутствия такой огромной компании, как «РЖД», может только единая информационная система – Единая корпоративная автоматизированная система управления трудовыми ресурсами (ЕКАСУТР).
ЕКАСУТР начала внедряться в 2004 году. До этого в отрасли не было единого автоматизированного решения по процессам, связанным с управлением персоналом. Потребовалось несколько лет напряжённой работы большого числа специалистов, чтобы добиться заметных результатов в масштабах всей компании.
Новая система стала незаменимым помощником для работников, ответственных за ведение учёта рабочего времени (табельщиков), инженеров по организации и нормированию труда, экономистов, специалистов по управлению персоналом, бухгалтеров по расчёту заработной платы. ЕКАСУТР позволяет накапливать и увязывать всю информацию о работниках, начиная со штатного расписания, трудового договора и заканчивая начислением заработной платы.
Корректность расчёта заработной платы особенно волнует каждого сотрудника любой компании.
До внедрения ЕКАСУТР этот сложный процесс производился в разрозненных программных системах – практически все железнодорожные предприятия имели свои локальные системы по расчёту заработной платы. Алгоритм начисления тех или иных выплат на дорогах существенно разнился, не всегда вёлся корректно, а иногда и вовсе противоречил требованиям трудового законодательства и нормативных документов ОАО «РЖД» – контролировать более десятка разнообразных систем крайне сложно.
Функциональность «Расчёт заработной платы» вводилась в ЕКАСУТР поэтапно. В 2009 году был внедрён расчёт повременной заработной платы, затем расчёт сдельной заработной платы, в прошлом году возможности ЕКАСУТР пополнились расчётом заработка локомотивных бригад. Как пояснил первый заместитель начальника департамента по организации, оплате и мотивации труда ОАО «РЖД» Андрей Тихомиров, внедрение расчёта заработной платы локомотивщиков позволило исключить возможные ошибки кадровика, инженера по труду и бухгалтера при расчёте отработанного времени и начислении заработка и тем самым достичь максимальной степени автоматизации.
ЕКАСУТР базируется на единой методологии – это позволяет производить расчёт заработной платы работника по фактически отработанным часам, сравнивая их с зафиксированным в системе графиком работы. Верные алгоритмы расчёта среднего заработка, оплаты сверхурочной работы, работы в выходные и праздничные дни – всё это заложено в системе. Она автоматически учитывает все изменения в нормативной базе, в том числе по доплатам за разъездной характер работы и новые корпоративные положения по премированию.
Но полностью исключить человеческий фактор оказалось не так-то просто. Как показала практика, необходимо контролировать правильность отработки мероприятий специалистами по каждой функциональности ЕКАСУТР и соблюдать регламент взаимодействия между ними. Так, например, если работник кадровой службы не оформит вовремя приказ, это напрямую отразится на заработной плате. Накладки, возникающие в процессе эксплуатации ЕКАСУТР, как правило, связаны с отсутствием взаимодействия, исполнительской дисциплины, проведения должной подготовительной работы при внедрении ЕКАСУТР (неполная и некорректная загрузка данных, ошибки в настройке информационных справочников), недостаточными знаниями и навыками, а не с самой программой. Как рассказали в департаменте по организации, оплате и мотивации труда ОАО «РЖД», для ускорения подготовки специалистов разработаны операционные инструкции по работе в системе, подготовка проводится как на очных занятиях, так и дистанционно.
Чем точнее система, тем больше уверенности в правильности применяемых решений. Сегодня быстродействие определяет многие факторы. На базе ЕКАСУТР создана аналитическая программа АС АФОТ, которая позволяет анализировать заработную плату в целом по филиалам и структурным подразделениям, по отдельным профессиям и категориям работников, по видам выплат. Проанализировать возможно любой выбранный период – месяц, квартал, год, любые несколько месяцев, можно проследить динамику изменения заработной платы.
Аналитика, проводимая в системе, даёт огромные возможности для принятия решений в оперативном порядке. К примеру, нужно решить вопрос по начислению доплаты за проведение тяжеловесных и длинносоставных поездов. Данные могут быть проанализированы как на центральном уровне в целом, так и по каждому региону, предприятию, вплоть до конкретного работника.
Система постоянно совершенствуется: возникают вопросы, ставятся задачи, вносятся поправки в методологию. Например, внесены изменения в корпоративную систему оплаты труда, в том числе изменён порядок расчёта среднемесячной тарифной ставки – настройка будет произведена единовременно для всей сети в автоматизированном режиме.
Точный расчёт заработной платы в системе зависит от того, насколько слаженно организована совместная работа различных специалистов структурного подразделения. Информация и операционные инструкции по работе пользователей в системе выложены на сайте ЕКАСУТР. Но очень важно, чтобы причастные специалисты разъяснили работнику те вопросы, которые у него возникают. А если вопрос ставит в тупик, то можно обратиться в единую службу поддержки пользователей. На все вопросы будут даны ответы.
Новая система стала незаменимым помощником для работников, ответственных за ведение учёта рабочего времени (табельщиков), инженеров по организации и нормированию труда, экономистов, специалистов по управлению персоналом, бухгалтеров по расчёту заработной платы. ЕКАСУТР позволяет накапливать и увязывать всю информацию о работниках, начиная со штатного расписания, трудового договора и заканчивая начислением заработной платы.
Корректность расчёта заработной платы особенно волнует каждого сотрудника любой компании.
До внедрения ЕКАСУТР этот сложный процесс производился в разрозненных программных системах – практически все железнодорожные предприятия имели свои локальные системы по расчёту заработной платы. Алгоритм начисления тех или иных выплат на дорогах существенно разнился, не всегда вёлся корректно, а иногда и вовсе противоречил требованиям трудового законодательства и нормативных документов ОАО «РЖД» – контролировать более десятка разнообразных систем крайне сложно.
Функциональность «Расчёт заработной платы» вводилась в ЕКАСУТР поэтапно. В 2009 году был внедрён расчёт повременной заработной платы, затем расчёт сдельной заработной платы, в прошлом году возможности ЕКАСУТР пополнились расчётом заработка локомотивных бригад. Как пояснил первый заместитель начальника департамента по организации, оплате и мотивации труда ОАО «РЖД» Андрей Тихомиров, внедрение расчёта заработной платы локомотивщиков позволило исключить возможные ошибки кадровика, инженера по труду и бухгалтера при расчёте отработанного времени и начислении заработка и тем самым достичь максимальной степени автоматизации.
ЕКАСУТР базируется на единой методологии – это позволяет производить расчёт заработной платы работника по фактически отработанным часам, сравнивая их с зафиксированным в системе графиком работы. Верные алгоритмы расчёта среднего заработка, оплаты сверхурочной работы, работы в выходные и праздничные дни – всё это заложено в системе. Она автоматически учитывает все изменения в нормативной базе, в том числе по доплатам за разъездной характер работы и новые корпоративные положения по премированию.
Но полностью исключить человеческий фактор оказалось не так-то просто. Как показала практика, необходимо контролировать правильность отработки мероприятий специалистами по каждой функциональности ЕКАСУТР и соблюдать регламент взаимодействия между ними. Так, например, если работник кадровой службы не оформит вовремя приказ, это напрямую отразится на заработной плате. Накладки, возникающие в процессе эксплуатации ЕКАСУТР, как правило, связаны с отсутствием взаимодействия, исполнительской дисциплины, проведения должной подготовительной работы при внедрении ЕКАСУТР (неполная и некорректная загрузка данных, ошибки в настройке информационных справочников), недостаточными знаниями и навыками, а не с самой программой. Как рассказали в департаменте по организации, оплате и мотивации труда ОАО «РЖД», для ускорения подготовки специалистов разработаны операционные инструкции по работе в системе, подготовка проводится как на очных занятиях, так и дистанционно.
Чем точнее система, тем больше уверенности в правильности применяемых решений. Сегодня быстродействие определяет многие факторы. На базе ЕКАСУТР создана аналитическая программа АС АФОТ, которая позволяет анализировать заработную плату в целом по филиалам и структурным подразделениям, по отдельным профессиям и категориям работников, по видам выплат. Проанализировать возможно любой выбранный период – месяц, квартал, год, любые несколько месяцев, можно проследить динамику изменения заработной платы.
Аналитика, проводимая в системе, даёт огромные возможности для принятия решений в оперативном порядке. К примеру, нужно решить вопрос по начислению доплаты за проведение тяжеловесных и длинносоставных поездов. Данные могут быть проанализированы как на центральном уровне в целом, так и по каждому региону, предприятию, вплоть до конкретного работника.
Система постоянно совершенствуется: возникают вопросы, ставятся задачи, вносятся поправки в методологию. Например, внесены изменения в корпоративную систему оплаты труда, в том числе изменён порядок расчёта среднемесячной тарифной ставки – настройка будет произведена единовременно для всей сети в автоматизированном режиме.
Точный расчёт заработной платы в системе зависит от того, насколько слаженно организована совместная работа различных специалистов структурного подразделения. Информация и операционные инструкции по работе пользователей в системе выложены на сайте ЕКАСУТР. Но очень важно, чтобы причастные специалисты разъяснили работнику те вопросы, которые у него возникают. А если вопрос ставит в тупик, то можно обратиться в единую службу поддержки пользователей. На все вопросы будут даны ответы.
Светлана Коваль