03 декабря 2020 10:33

Клиент Фемиды

Победа в суде не гарантирует возврата денег за некачественный товар

Больше половины судебных решений в пользу потребителя не исполняются.
Предприниматели, работающие в сфере товаров и услуг, стали чаще пренебрегать законными требованиями клиентов. По данным Союза потребителей РФ, если в 2011 году удавалось в досудебном порядке уладить 78% дел по жалобам потребителей, то в минувшем только 65%.

При этом доля решений, принятых судами в пользу граждан, снизилась с 91% в 2011 году до 84% в 2012 году. Причинами этого, по мнению представителей СПРФ, являются, среди прочего, чрезмерная нагрузка на судей и необъективность экспертизы. «В спорах о качестве товаров, работ и услуг заключение экспертизы, как правило, основное доказательство для суда, однако профессиональные коммерческие организации, назначаемые судами для её проведения, зачастую зависимы от ответчиков, которые являются их постоянными клиентами», – отмечает сопредседатель Союза потребителей РФ Надежда Головкова.

Впрочем, председатель общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Михаил Аншаков считает естественным снижение доли судебных решений, принятых в пользу потребителей. «Статистику двух- и трёхлетней давности в значительной степени формировали дела о незаконных банковских комиссиях. Их тогда было очень много. Сейчас показатели вернулись к средним значениям. По нашему опыту, когда со стороны истца выступают профессиональные юристы, доля выигранных дел составляет выше 90%, а когда гражданин самостоятельно представляет себя в суде – от 50% до 60%, что тоже неплохо», – отмечает он.

Даже если человек нашёл правду в суде, нет гарантии, что ущерб за некачественный товар или услугу будет ему возмещён. По информации Союза потребителей РФ, если в 2006 году было исполнено 85% решений судов по потребительским искам, в 2011-м – 60%, то в 2012 году – всего 41%. Сумма возмещённого ущерба в делах, выигранных в пользу граждан Союзом потребителей РФ, составила в минувшем году 455 млн руб., 131 млн из них – по суду. Ещё полмиллиарда «зависли»: судебные решения есть, но они не исполнены. В среднем сегодня исполняется половина судебных решений по выигранным искам, а в некоторых регионах – всего 15–20%.

Среди причин эксперты называют в том числе пассивность судебных приставов. «Приставы работают отвратительно. Потребительские иски для них – это слишком мелко. В подобных делах они, как правило, не отличаются расторопностью», – говорит Михаил Аншаков.

Работу приставов, в свою очередь, усложняют и недобросовестные предприниматели, и мошенники. «Рынок наводнён фирмами-однодневками, которые по мере накопления потребительских и налоговых претензий банкротятся, по различным схемам обнуляя счета и ликвидируя имущество. Приставам часто остаётся лишь закончить исполнительное производство в связи с невозможностью взыскания», – объясняет сопредседатель Союза потребителей РФ Антон Недзвецкий.

Весьма распространена и другая схема. Ответчики, в большинстве своём зарегистрированные как общества с ограниченной ответственностью (ООО), для ухода от исполнения судебных решений регистрируют другое юридическое лицо. Не заявляя о банкротстве, они фактически переводят в него хозяйственную деятельность организации-должника. Таким образом, к моменту вступления в силу решения суда у автомастерской «Ромашка», которая продала некачественный товар или услугу, уже нет имущества, на которое можно обратить взыскание. При этом под её крышей работает «Ромашка Плюс», которая юридически не имеет отношения к обманутому клиенту, но фактически у неё те же деятельность, оборудование и персонал.

Привлечь к ответственности подобных «предпринимателей» практически невозможно. По мнению представителей профильных общественных организаций, этому немало способствует и то, что в законодательстве не предусмотрена личная ответственность для руководителя организации-должника за уклонение от исполнения судебного решения. «Если бы учредителей и директоров задолжавших организаций перестали, например, как злостных алиментщиков, пускать за рубеж, то только по делам Союза потребителей РФ их на границе собралось бы не меньше тысячи», – констатирует Надежда Головкова.

Вместе с ограничением права выезда из России общественники предлагают запретить начальникам и учредителям задолжавших организаций занимать руководящие посты во вновь образованных юрлицах. Среди других инициатив – введение обязательного страхования ответственности для ООО, реализующих товары и услуги.
«Надо признать, что Россия идёт вразрез с общемировым трендом, суть которого заключается в увеличении ответственности недобросовестных продавцов и производителей, – комментирует Михаил Аншаков. – Необходимо в целом менять госполитику, направленную якобы на снятие административных барьеров для малого и среднего бизнеса. Я не за то, чтобы усложнять жизнь предпринимателям и ставить перед ними бюрократические препоны, но за то, чтобы преградить путь на потребительский рынок разного рода мошенникам. Для начала было бы неплохо более тщательно проверять документы при регистрации фирм».

Ольга Лариохина


Есть мнение
Константин Потапов, дежурный помощник начальника Ленинградского вокзала Северо-Западной дирекции железнодорожных вокзалов:
– Мне, наверное, в этом смысле повезло: все конфликты, которые возникали с продавцами или производителями некачественных товаров или услуг, удавалось улаживать без суда. А вот мои знакомые, выиграв дело, уже давно потеряли всякую надежду возместить ущерб за некачественную мебель. Потому что пришли приставы к должнику, а у того за душой – ничего. И что тут поделаешь, если даже у судебных приставов руки опускаются? Думаю, государству надо как-то страховать ответственность таких фирм. Если я нарушаю Правила дорожного движения, меня штрафуют, не оплачиваю штраф – могут забрать машину или другое личное имущество. Я как гражданин в любом случае отвечаю по своим долгам. Так почему организации не отвечают? Законы по отношению к фирмам, которые «кидают» своих клиентов, должны быть более жёсткими, в этом я уверен.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31