28 сентября 2020 12:06

Наш главный праздник

День железнодорожника – один из первых российских профессиональных праздников. Он был учрежден еще в 1896 году и приурочен к дню рождения императора Николая I, начавшего строительство железных дорог в России. Праздновался он ежегодно 25 июня вплоть до 1917 года. В этот день железнодорожники отдыхали, а вечером, как правило, в зале Павловского вокзала Царскосельской железной дороги устраивался торжественный прием с концертом.

После Октябрьской революции праздник был забыт почти на двадцать лет. Традиция чествовать железнодорожников возродилась в России лишь в 1936 году.

Предвоенные годы стали переломными для железнодорожного транспорта. Быстро развивалось отечественное машиностроение. На смену устаревшим паровозам серии Э пришли новые – ФД, ИС, СО, на пути вышел и первый электровоз ВЛ19. Началась электрификация железных дорог. Отраслевые вузы готовили кадры по новым специальностям. В Щербинке было построено Экспериментальное кольцо ВНИИЖТа для испытания всех новых железнодорожных технических средств. Работники железнодорожного транспорта совершали трудовые подвиги, показывая образцы овладения перспективной техникой. Машинист Кривонос на паровозе ФД впервые достиг технической скорости 60 км/час, делая на нем со сменщиком 630 километров в сутки. Месячный пробег паровоза у машиниста Огнева достиг 15 тысяч километров. Машинист Макаров прошел на паровозе без промывки 7500 километров. Их пример вдохновлял других железнодорожников.

25 – 29 июля 1935 года в Москве прошло совещание работников железнодорожного транспорта, обсудившее вопросы улучшения использования паровозов и установления твердого графика и расписаний движения товарных поездов. После совещания, 30 июля 1935 года, представителей железнодорожников принимали в Кремле руководители партии и правительства. Прием состоялся в 8 часов вечера в Георгиевском зале Кремля. На нем присутствовали 400 работников железнодорожного транспорта – от начальников дорог до рядовых рабочих. Сталин лично поблагодарил их за высокие достижения: «Разрешите провозгласить тост за ваши успехи, которые несомненны и за которые вы заслужили настоящую товарищескую похвалу. Разрешите провозгласить тост за те достижения, которых еще нет у вас, но которые обязательно должны быть, за то, чтобы все вы, от стрелочника до наркома, сделали все необходимое и подняли транспорт, который идет уже в гору, но идет еще покачиваясь, за то, чтобы транспорт был четко работающим, исправно действующим, точным, как хороший часовой механизм, конвейером! За всех вас и за вашего наркома, товарищи!»

Самые достойные из железнодорожников были награждены тогда высшими наградами страны – орденами Ленина, Красной Звезды и Трудового Красного Знамени.

29 июля 1936 года вышел экстренный выпуск газеты «Гудок». Его открывало постановление правительства СССР «О праздновании Дня железнодорожного транспорта Советского Союза». Звучало оно так:

«Центральный Исполнительный Комитет Союза ССР постановляет:
удовлетворить просьбу рабочих и служащих Сталинской, Донецкой, Октябрьской, Ленинской, имени Л.М.Кагановича и других железных дорог об установлении ежегодно в годовщину приема железнодорожников руководителями партии и правительства – 30 июля – «Всесоюзного дня железнодорожного транспорта Советского Союза».
Председатель ЦИК
Союза ССР М. Калинин
И.о. секретаря ЦИК Союза ССР И. Уншлихт
Москва. Кремль.
28 июля 1936 года».


День железнодорожника был объявлен всенародным праздником, и подготовка к его проведению шла по всему Союзу. Центральными площадками празднования стали два московских парка – имени Горького и Сокольники. Начало было назначено на 18 часов. Но уже к двенадцати часам дня тенистые аллеи парка стали заполняться публикой. На центральных аллеях парка – галерея портретов знатных железнодорожников. Люди улыбались, увидев на портретах знакомые лица. К 18 часам в Зеленом театре парка имени Горького начался торжественный митинг. На нем присутствовали нарком путей сообщения, начальники Московского железнодорожного узла, председательствовал же Никита Хрущев, возглавлявший в то время организацию московских большевиков. Речи выступавших транслировались по радио. К началу митинга в парках собралось несколько десятков тысяч человек. Так широко в стране до этой поры не праздновался еще ни один профессиональный праздник. Присутствующим было предложено огромное множество разнообразных зрелищных мероприятий: цирк Шапито с дрессированными зверями, канатоходцами, воздушными акробатами и жонглерами; в драматическом театре ставился спектакль «Мещане», в звуковом кино – фильм «Новые времена»; на территории парка обустроили 20 танцевальных площадок, на каждой из них – свой духовой оркестр; набережная Москвы-реки стала местом проведения массового бала.

На эстрадных площадках с триумфом проходили концерты художественной самодеятельности железнодорожников Московского узла, его работники проявляли удивительные таланты, исполняя арии из опер известных композиторов, покоряя сердца слушателей русской народной песней.

Тут же, по соседству, устроили праздник для своих болельщиков спортсмены общества «Локомотив» – соревновались команды волейболистов, баскетболистов, борцов, мастеров академической гребли, ватерполистов. Проходили шахматные и шашечные турниры, стартовал женский автопробег.

В Павильоне книги читатели встречались со своими любимыми писателями и поэтами, звучали в авторском исполнении новые литературные произведения.

В самом центре парка состоялась выставка моделей железнодорожной техники. Общее внимание привлекла к себе модель паровоза серии ОК в 1/12 натуральной величины, сделанная руками слесаря Калининских паровозных мастерских Яковлева.

Праздник удался на славу. Особенно довольны были дети, их загорелые личики сияли улыбками. Закончился праздник великолепным фейерверком.

30 июля «Гудок» выпустил два внеочередных номера – «Гудок» в Сокольниках» и «Гудок» в парке им. Горького» – с подробными отчетами о проведении праздника. «Гудку» рапортовали корреспонденты из многих городов страны: повсюду наш профессиональный праздник состоялся как подлинно всенародный, в нем активно участвовали тысячи людей самых разных профессий.

Ольга ТИМОФЕЕВА.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30