08 апреля 2020 00:09

Ярославль сохранит лицо

Во главу угла юбилейной программы, утвержденной указом Президента РФ Владимира Путина «О праздновании 1000-летия города Ярославля», поставлена задача сберечь для потомков уникальные памятники истории и культуры.

Как будет решаться эта задача, нашему корреспонденту рассказывает главный архитектор Ярославля Аркадий БОБОВИЧ.
– Отрадно, что накануне юбилея, который будет отмечаться в 2010 году, наш город оказался в центре внимания, – отмечает Аркадий Романович. – Начавшаяся в Ярославле подготовка к этой знаменательной дате прибавила работы архитекторам, строителям – всем, кто так или иначе связан с реконструкцией города.

Ярославль до сих пор живет по генеральному плану 1970-х годов. В связи с новыми требованиями в него вносились коррективы. Сейчас разрабатывается новый генеральный план, рассчитанный на несколько десятилетий. Предстоит определить основные направления развития территорий, предусмотреть меры защиты города от стихийных и техногенных ЧП, просчитать, как будут развиваться транспортные, инженерные сети.

Мэрия Ярославля издала красочный альбом под названием «Ярославль. Генеральный план. Концепция», где основные контуры развития города уже прописаны. Концепция – это первый этап разработки будущего генерального плана. В нем заложены новые подходы, более щадящие по отношению к исторической застройке.

– Аркадий Романович, знаковым событием станет восстановление к юбилею Ярославля кафедрального Успенского собора, возведенного в XIII и взорванного в XX веке...
– С инициативой восстановления кафедрального Успенского собора в самом центре Ярославля, на Стрелке, в месте слияния Волги и Которосли, выступил на заседании губернского собрания наш губернатор Анатолий Лисицын.
Строительство собора обойдется примерно в 5 – 7 миллионов долларов. По добрым традициям предков, как и при восстановлении Храма Христа Спасителя в Москве, строить будем всем миром. Средства планируется собрать полностью за счет благотворителей и добровольных пожертвований всех желающих.

– Сегодня, увы, на грани уничтожения находятся многие памятники истории и культуры Отечества, в том числе и на Ярославщине. Кто в этом виноват?
– Самый главный враг – это катастрофическое безразличие, бездуховность как властей, так и инвесторов и, увы, большинства населения.
Раньше государство брало на себя обязанность охранять памятники. Правда, зачастую оно не справлялось с этой задачей. А сегодня государство вообще устранилось, обрекая наше наследие на постепенное разрушение.

– Тысячелетие вашего города – это важнейший рубеж в истории Ярославля и России. Подготовка к юбилею требует, наверное, и решения социальных вопросов. Прежде всего это, конечно же, строительство нового жилья. Многим ли ярославцам знаменательная дата позволит улучшить свои жилищные условия?
– Мэром поставлена задача ликвидировать до юбилея аварийное жилье и предоставить людям новые квартиры.
Но решение проблемы повышения качества жизни горожан не сводится только к этому. Основная задача нового генерального плана – обеспечить для ярославцев весь набор социальных услуг, которые требуются сегодня.

– По новому генеральному плану деловой центр Ярославля уйдет из исторического центра и переместится на главную магистраль города – Московский проспект.
– Административный и общественный центры останутся в исторической части города. Ряд пустырей вдоль Московского проспекта и территории, расположенные на берегу Которосли, уже активно застраиваются. Думаю, постепенное перемещение сюда делового центра Ярославля становится вопросом времени и денег.

– Инициатором строительства гостиницы на углу Московского проспекта и Малой Пролетарской стал департамент инвестиционных программ правительства Москвы...
– Да, в последние годы в эту отрасль пришел столичный капитал, что стало большой поддержкой для нас. Строительство новой гостиницы на Московском проспекте будет вестись достаточно быстрыми темпами. Заказчиков, судя по всему, не останавливает, что возведение такого современного комплекса в районе со старой и сравнительно редкой застройкой потребует значительных затрат на развитие инженерных сетей.
Интерес столичных инвесторов к гостиничному строительству в нашей области не случаен. Он вызван бурным развитием в последние годы туризма в городах «Золотого кольца». И это, безусловно, радует. Хватит нам инвестировать туристический бизнес других стран! Пора узнавать страну, в которой мы живем, путешествовать по России, знакомясь с богатейшим историко-культурным наследием наших предков, уникальными уголками родной природы.

– Гуляя по городу, я забрел на ваш «ярославский Арбат» – единственную пешеходную зону в центре на маленькой улице Кирова. Поразили выполненные с большим вкусом фотоплакаты серии «Историческая галерея Ярославля», размещенные на специальных стендах за стеклом...
– Этот проект – наша гордость. С одной стороны, мы рассказываем в серии фотоплакатов о славном историческом прошлом Ярославщины, с другой – вытесняем с улиц назойливую, агрессивную рекламу. А часть тиража раздали по нашим школам и библиотекам, что помогает патриотическому воспитанию детей и молодежи.
Теперь мы хотим создать пешеходную зону в центральной, заповедной части города, а на ее границах устроить автостоянки. Ведь вибрация и загазованность, которые, увы, создает современный транспорт, не на пользу памятникам архитектуры.

– На прошедшей в вашем городе научно-практической конференции «Новые возможности развития Северного транспортного направления» с участием министра транспорта РФ Игоря Левитина центральное место занимала проблема комплексного использования Ярославского транспортного узла, о чем мы рассказали в материале «Ярославль готов «разгрузить» Москву» («Гудок» от 17 апреля). Продолжая тему, хочется услышать и ваше мнение по этой важной проблеме.
– В этом направлении сейчас решаются действительно очень важные задачи. И я благодарен «Гудку» за подробное освещение этой проблемы. Мы должны «разгрузить» Москву так, чтобы это действительно дало новый импульс развитию нашей области и не вредило ее историческому наследию.
Отрадно, что федеральные проектные и специализированные институты помогли созданию новых, воздушных ворот в наш город – международного аэропорта под Ярославлем (на базе бывшего военного аэродрома Туношна). Они оснастили его самым современным навигационным оборудованием, решили многие другие вопросы, с которыми мы бы сами не справились – у нас нет таких специалистов.
В прошлом году мы реконструировали железнодорожный вокзал Ярославль-Московский, вернув этому памятнику истории его подлинный вид. Ранее проведена реконструкция вокзала Ярославль-Главный. А совсем недавно введен в эксплуатацию автовокзал, который лет 10 был недостроеным. Теперь благодаря активной позиции администрации области и города этот важный объект достроили.
Основные магистрали Ярославля перегружены потоками машин. Через его центр движется не только внутригородской транспорт, но и транзитный. Так, прямо через Ярославль проходит федеральная магистраль Москва – Архангельск.
В новом генеральном плане Ярославля разработана система магистралей для внутригородского транспорта. Если у нас сейчас развиты в основном радиальные направления, то вскоре появятся кольцевые, которые должны перехватить транспортные потоки. Мы сейчас обсуждаем эту схему. Вероятно, она станет основой для будущих действий. Предусматривается также строительство дублеров ряда магистралей.
Как известно, единственный наш автодорожный мост через Волгу работает на грани возможного. Очень большое достижение руководства нашей области и города, что оно добилось федерального финансирования строительства нового моста. Ожидается, что в 2006 году, то есть в достаточно короткие сроки, он будет построен. Магистраль, которая пройдет через новый мост, должна миновать центр города и вывести все транзитные транспортные потоки, прежде всего грузового транспорта, которые идут из Москвы через Ярославль. Этому же будут служить и развязки, которые предстоит в дальнейшем построить.
Транспортная проблема – одна из наиболее острых в Ярославле, как и в любом крупном городе, – безусловно, связана с поддержанием в порядке старых и строительством новых автодорог. Очевидно, что частные инвесторы не готовы зарывать свои капиталы в землю: быстрой прибыли от участия в дорожном строительстве они не получат. Но без хорошей транспортной инфраструктуры Ярославщине не развиваться. Поэтому мы постепенно привлекаем инвесторов и в эту сферу. Только при таком условии многие дороги России и зарубежья будут вести не только в Москву, но и в Ярославль.

Николай ГОЛОВКИН,
спец. корр. «Гудка».
Ярославль – Москва.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30