28 июля 2021 01:33

Прибалтийским стивидорам растят достойных конкурентов

Завтра в порту Усть-Луга начнет работать крупнейший российский угольный терминал на Балтике. Мощности терминала и подъездных путей позволяют переваливать до 7 млн. тонн угля в год. Предполагается, что в этот день Усть-Лугу посетит глава ОАО «РЖД» Владимир Якунин, который наряду с проектом развития порта в Лужской губе Финского залива примет участие в обсуждении комплексной программы развития портов Северо-Западного региона.

Напомним, что решение о строительстве порта Усть-Луга было принято еще в 1992 году. После выхода из состава СССР прибалтийских государств самые современные балтийские портовые терминалы остались за пределами России. Отечественные производители столкнулись с проблемой транспортного обеспечения экспорта продукции. Строительство первых терминалов в порту Усть-Луга началось в 1997 году. Первая очередь порта проектной мощностью 17 млн. тонн строилась за счет средств государственного бюджета и частных инвестиций.

По существу, проект стал первым примером государственно-частного партнерства (ГЧП) по развитию транспортной инфраструктуры в России. Хотя на тот момент еще не было ясной законодательной базы, регламентирующей строительство объектов на условиях ГЧП. Отметим, что Владимир Якунин до декабря 2005 года возглавлял совет директоров ОАО «Усть-Луга».

В Усть-Луге уже действует угольный терминал. В январе завершаются пусконаладочные работы второго комплекса. По оценке голландской консалтинговой компании ZPMC Europa, после ввода в эксплуатацию второго комплекса порта его пропускная способность увеличится до 7 – 10 млн. тонн.

В 2006 году из Усть-Луги должен выйти первый железнодорожный паром. Начнется эксплуатация паромной переправы по маршруту Усть-Луга – порты Калининградской области – Засниц (Германия).

Власти Ленинградской области, Минтранс, ОАО «РЖД» и ряд частных компаний подготовили программу развития не только Усть-Луги, а всех российских портов региона. Среди них Санкт-Петербург, Высоцк, Приморск и Выборг.

По словам президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина, к 2010 году потребности российской промышленности в экспорте грузов в страны Евросоюза составят 190 млн. тонн в год. Примерно половина этого грузопотока предполагает использование отечественных портовых мощностей. Однако порты РФ по-прежнему испытывают жесткую конкуренцию со стороны Литвы, Латвии и Эстонии. А после вступления России во Всемирную торговую организацию она станет еще жестче.

После изучения потребностей промышленности в обеспечении экспорта началась работа по созданию Транспортной стратегии России до 2020 года. Она предусматривает комплексное развитие инфраструктуры на Балтике. В частности, мощности порта Усть-Луга планируется увеличить до 35 млн. тонн в год.

В январе глава РЖД проинспектировал развитие железнодорожных подходов к портам Северо-Запада. По его словам, на эти цели только за последние два года компания потратила свыше 26 млрд. рублей из своей инвестиционной программы. В результате за последние четыре года объем перевозок через порты Северо-Западного региона России вырос в 2,3 раза, в то время как через сухопутные погранпереходы – только в 1,3 раза. В 2005 году железнодорожным транспортом в направлении портов Северо-Запада перевезено более 70 млн. тонн грузов.

«Перед ОАО «РЖД» стоит стратегическая задача – стать национальной транспортной компанией, глубоко интегрированной в Евро-Азиатскую транспортную систему, – заявил Владимир Якунин накануне визита в Усть-Лугу. – При этом важнейшей задачей является интеграция работы компании с морскими портами и создание эффективных логистических технологий международных перевозок. Мы всерьез заявляем о намерении конкурировать с портами Прибалтики. Эту конкуренцию мы будем наращивать. У российских и западных инвесторов не должно быть никаких иллюзий относительно наших планов. И в этой конкуренции мы одержим победу».

В развитии отечественных стивидорных компаний государство намерено и в дальнейшем опираться не только на бюджетные инвестиции, но и на средства частных инвесторов. Между тем, по словам Владимира Якунина, ряд компаний продолжает вкладывать средства в развитие портовых мощностей конкурентов, расположенных в прибалтийских государствах. В частности, в эстонские порты Мууга и Силламяэ.

С выходом порта Усть-Луга на проектную мощность потенциал отечественных портов на Балтике увеличивается на 25%. Однако для реализации этого проекта и развития специализированных терминалов в Приморске, Высоцке и Санкт-Петербурге только на строительство новых железнодорожных линий и припортовых станций потребуется не менее 383 млрд. рублей. В этой сумме учитываются затраты и на строительство магистрали Петяярви – Каменногорск протяженностью 64 км для организации скоростного движения между Санкт-Петербургом и Хельсинки, и на обеспечение строительства подходов к портам Высоцк и Приморск.

Инвестиционной программы ОАО «РЖД» на реализацию всех проектов в Ленинградской области просто не хватит. По мнению Владимира Якунина, столь масштабные инвестиции требуют объединения усилий государства, региона и заинтересованных частных компаний.

Сергей ЧЕРЕШНЕВ

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31