25 июля 2021 05:43

Книги по-прежнему в цене

В конце января на всей сети железных дорог пройдет «библиотечный день», а в ОАО «РЖД» рассмотрят проблемы работы отраслевых научно-технических библиотек, учрежденных Народным комиссариатом путей сообщения еще в 1921 году.

Как сообщил директор ЦНТБ Евгений Кушнаренко, в современных условиях актуальнейшими задачами для библиотек отрасли становятся интеграция информационных ресурсов, достижение нового уровня координации деятельности для обслуживания работников ОАО «РЖД».

В этих целях технические библиотеки железнодорожного транспорта решено объединить в Корпоративную библиотечно-информационную систему (КБИС) ОАО «РЖД». До сих пор в отечественной практике был лишь один подобный пример – сеть научных библиотек Российской академии наук.

Ресурсами системы теперь будут пользоваться все железнодорожники, имеющие доступ к корпоративной сети передачи данных (Intranet ОАО «РЖД»).

Следующий шаг – создание единой электронной библиотеки ОАО «РЖД».

Через электронную почту уже рассылаются публикации из периодических изданий, например, для специалистов Красноярской, Западно-Сибирской, Свердловской железных дорог. Разработана концепция развития автоматизированных библиотечных и информационных технологий в ОАО «РЖД».

Среди проблем, волнующих специалистов, можно отметить отсутствие нормативных документов, в первую очередь «Типового положения о дорожной научно-технической библиотеке» и «Типового штатного расписания». Отсюда и нехватка кадров. Так, в дорожной библиотеке Приволжской магистрали трудятся лишь три человека, в ДЦНТИ Восточно-Сибирской – пятеро, в ДНТБ Куйбышевской магистрали – восемь сотрудников. Понятно, что такими силами комплектовать библиотеки, вести научную обработку поступающего потока изданий, обслуживать руководителей и специалистов отрасли невозможно. По существующим нормам на одного библиотекаря должно приходиться не более 750 читателей. А на железных дорогах счет идет на десятки тысяч абонентов. Например, на Западно-Сибирской магистрали число постоянных читателей ведомственных библиотек составляет 64 тысячи человек, которые ежегодно используют в своей работе более 1,2 млн. экземпляров специальной литературы. На Свердловской железной дороге 42 тысячи специалистов в год изучают более 1 млн. профессиональных книг и журналов. В то же время ряд библиотек сегодня выселен из зданий управлений дорог. Словом, проблем в нашем библиотечном хозяйстве много. И проведение первого отраслевого «библиотечного дня» должно помочь решить их.

Андрей СТРЕЛЬЦОВ


    Справка

    По данным Всесоюзной библиотечной переписи 1934 года, на путях сообщения насчитывалось 122 технические, учебные и специальные библиотеки.

    В 1990 году библиотечная сеть отрасли включала 672 технические библиотеки железных дорог, 58 библиотек заводов, 77 библиотек дорожных технических школ. Имелись еще и 15 научных библиотек вузов, 91 библиотека техникумов, 8 технических библиотек метрополитена, которые координировали свою работу с сетью технических библиотек отрасли самым теснейшим образом.

    Ныне в состав библиотечной сети ОАО «Российские железные дороги» входят:
    * Центральная научно-техническая библиотека – филиал ОАО «РЖД»,
    * 10 дорожных научно-технических библиотек и один дорожный информационно-библиотечный центр (ДИБЦ),
    * 3 библиотеки в составе дорожных центров научно-технической информации (ДЦНТИ),
    * 70 отделенческих технических библиотек,
    * 263 линейные технические библиотеки.
    * Ежегодно их услугами пользуются свыше 500 тысяч железнодорожников.
    * Отраслевые библиотечные фонды насчитывают 9,6 миллиона экземпляров.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31