28 июля 2021 07:01

Фюрер до севера не доехал

Мало кто знает, что у Гитлера в ходе Второй мировой войны был своего рода маниакальный пунктик – «великая стройка в Арктике».

Она должна была помочь ему переломить ход событий на Северном фронте Европы в пользу нацистской Германии. Речь идет о прокладке железной дороги по территории Норвегии вдоль берегов Северного и Баренцева морей вплоть до города Киркенеса.

Стройку финансировали до апреля 1945 года, когда советские войска уже сражались в Берлине. Вот какое значение Гитлер придавал своему арктическому проекту!

Берлин придавал оккупированной Норвегии, расположенной на западном и северном побережье Скандинавского полуострова, огромное стратегическое значение. Во-первых, через норвежский заполярный порт Нарвик из соседней Швеции вывозилась в Германию железная руда. Во-вторых, с территории Норвегии было можно следить за просторами Северного и Баренцева морей. Именно в портах Страны фиордов базировались тогда стаи германских подлодок, которые охотились за караванами союзников на их пути в Мурманск. В-третьих, в городе Киркенесе размещалось командование группы войск вермахта, которая вела наступление на Мурманск.

Норвегию принято относить к числу небольших стран. Но от столицы Осло до Нарвика – 1540 км, а до Киркенеса – примерно 2500 км. К моменту начала оккупации в апреле 1940 года норвежцы успели дотянуть свою Северную железную дорогу только до города Мушеэн (960 км от Осло). Так вот, уже через два месяца после начала оккупации Гитлер отдал распоряжение о строительстве Арктической железной дороги, которую сначала планировалось дотянуть до Нарвика, а потом и до самого Киркенеса.

Цель – создать более безопасный, нежели по морю, вывоз шведской руды и обеспечить надежную перевозку войск и вооружений в северные районы Норвегии для усиления наступления на Мурманск. Об этой задаче не раз говорил Гитлер в своих выступлениях.

Работы по реализации замысла Гитлера возглавила известная Организация Тодта, занимавшаяся самыми важными проектами в Германии на оккупированных территориях. В них принимали участие немецкие, норвежские и австрийские фирмы. Поначалу нацисты использовали на этих проектах труд поляков, югославов и чехов, но после нападения Германии на СССР в Норвегию стали сгонять и советских военнопленных. Их заставляли трудиться на подсобных работах в портах, на аэродромах, в различных мастерских, они активно использовались на прокладке железной дороги.

Сколько всего в Норвегии было наших пленных? По норвежским источникам, на День Победы в лагерях Норвегии находились 87 тысяч красноармейцев. Но многие не дожили до праздника. Ведущая норвежская газета «Афтенпостен» цитировала немецкий документ от января 1945 года, в котором говорилось: «От болезней и недоедания погибла третья часть всей рабочей силы». Значит, нацисты пригнали в Страну фиордов около 120 тысяч наших солдат и офицеров.

Арктическую железную дорогу начинали строить сразу в нескольких местах. И гитлеровцы первым делом создали вдоль намеченной трассы десятки лагерей для пленных красноармейцев. «Афтенпостен» писала, что Женевская конвенция запрещала использование рабского труда пленных, однако гитлеровцы отвергали упреки в свой адрес на этот счет.

Командир Красной армии Александр Власов рассказывал в книге «Норвежские были», что находился в лагере Торгеленг за Полярным кругом, на берегу фиорда. Пленные должны были перевозить на плоту ящики и механизмы, предназначенные для строительства стратегической железной дороги. Немецкий катер буксировал плот. «Забрав груз, – писал автор, – мы отчаливали, когда начинался прилив. Я всегда просился на плот, говоря, что хочу поймать рыбу. Пригнувшись в дальнем конце, я потихоньку сталкивал в море детали и узлы машин».

Фюрер требовал, чтобы участок дороги от Мушеэна до Нарвика (600 км) построили за два года. Но то было чистой воды волюнтаристское решение, не учитывавшее особых норвежских условий. Местность в той части сплошь гористая, из твердых скальных пород, да к тому же побережье густо испещрено глубокими фиордами. Нужно было строить огромное число тоннелей, мостов, подъемов и спусков.

Главнокомандующий германскими войсками в Норвегии генерал-полковник фон Фалькенхорст пытался доказать, что реальные сроки строительства дороги до Нарвика – около шести лет, он требовал прислать туда еще около 60 тысяч пленных. Кое в чем Гитлер пошел ему навстречу, но по-прежнему требовал, чтобы Арктическая железная дорога прокладывалась как можно быстрее. Строительство велось медленно. За два года немцы сумели продлить дорогу только на 100 км и дотянуть ее в 1942 году лишь до города Му-и-Рана.

Они занимались прокладкой рельсовых путей еще три военных года, но не смогли довести железную дорогу даже до Буде, который отстоит от Осло на расстоянии 1280 км, не говоря уже о Нарвике, расположенном еще севернее. Так что шведскую железную руду гитлеровцы по-прежнему вывозили из Нарвика морем или на поездах через территорию самой Швеции до порта Лулео, откуда груз доставляли судами в Германию. Верно, Швеция была нейтральной страной, однако ее нейтралитет имел ярко выраженный прогерманский характер.

Впрочем, это вовсе не означает, что сама идея прокладки железных дорог в северных широтах не заслуживает внимания. Норвежцы, скажем, после окончания Второй мировой войны довели-таки железную дорогу до Буде. Это произошло в 1961 году. Дальше на север и сегодня можно двигаться только автомобильным транспортом – вплоть до Киркенеса.

Автомобильная трасса, ведущая на север Норвегии, имеет европейский номер Е-6. Мне не раз доводилось там ездить на машине. Дорога хорошего качества, но на ней масса серпантинов. Временами она выходит к фиордам, где построены мосты или действуют паромные переправы. Кое-где вдоль трассы Е-6 до сих пор видны следы бурной деятельности гитлеровцев.

Марат ЗУБКО
Осло – Москва
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31