29 июля 2021 14:33

Проект мимо кассы

Текущий год станет ключевым для внедрения в России электронного билета на авиационном транспорте.

Как сообщили вчера «Гудку» в пресс-службе Министерства транспорта РФ, это ведомство сейчас готовит предложения по изменению положений Воздушного кодекса, которые позволят ввести в оборот электронные билеты и сделают легитимными онлайн-технологии их продажи.

Кроме того, в России начался процесс ратификации Монреальской конвенции, содержащей положения об электронном билете, разрабатываются необходимые поправки в Налоговый и Гражданский кодексы. На данный момент эти законы не признают электронной формы договора, поэтому бумажный билет остается единственной возможной формой как договора об услуге между пассажиром и перевозчиком, так и способом отчетности.

— В марте мы планируем организовать специальную презентацию для членов кабинета министров России и продемонстрировать преимущества новых технологий, — заявил вчера директор департамента государственной политики в области гражданской авиации, геодезии и картографии Минтранса РФ Карл Руппель. — После того как необходимые нормативные документы будут приняты, на электронные билеты начнут переходить сначала крупные авиакомпании, связанные с зарубежными перевозками пассажиров, а позже и все остальные.

Электронный билет, в отличие от традиционного, в бумажной версии не существует. По сути, это образ билета, который хранится в базе данных авиакомпании. Его можно приобрести как в обычных кассах, так и через Интернет. При этом он будет обладать всеми свойствами своего аналога: являться перевозочным документом, по которому в аэропорту проводится регистрация, подтверждением совершения финансовой операции между пассажиром и перевозчиком, электронным договором со всеми юридическими последствиями. Выпускать его смогут как сами перевозчики, так и их агенты. На руки пассажир получит либо квитанцию, либо какую-то другую бумагу, в которой будут отражены, по сути, справочные данные – дата вылета, время, возможно, штрих-код и другая информация. Документами эти бумаги являться не будут.

Как отметили специалисты Транспортно-клиринговой палаты (ТКП – компания, которая занимается внедрением электронных билетов), в США около 90 процентов авиабилетов сейчас продается авиакомпаниями через Интернет и с помощью технологии е-тикет (электронный билет). Через сети происходят и все взаиморасчеты между авиакомпаниями, аэропортами и пассажирами. Российские же перевозчики к освоению этой технологии приступают только сейчас, да и используют они ее в усеченном виде: предоставляют в Интернете возможность бронирования авиабилета. Но даже после этого пассажир вынужден получать бумажный билет в кассе или аэропорту.

Как сообщила начальник пресс-службы ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» Ирина Данненберг, компания полностью готова к переходу на электронные билеты. В декабре прошлого года «Аэрофлот» провел техническое тестирование автоматизированных систем по полному циклу обслуживания пассажиров электронными билетами на направлениях Москва – Лос-Анджелес – Москва, Москва – Дели – Москва. Было оформлено около 100 е-тикетов для всех типов перевозок, проверены функции обмена, возврата и погашения билетов. С помощью этого эксперимента компания доказала, что полностью удовлетворяет требованиям Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) о переходе в 2007 году всех авиакомпаний на технологию использования электронных билетов. «Теперь все упирается в нормативную базу», – говорит Ирина Данненберг.

В AirUnion редакции тоже сообщили, что компания намеревается перейти к системе электронного билета. Своему подрядчику, ООО «ТАИС», перевозчик уже поручил организовать внедрение е-тикета в рамках глобальной дистрибутивной системы «Амадеус». Причем специалисты «КрасЭйр» (авиаперевозчик, входящий в AirUnion) отмечают, что компания готова инвестировать в этот проект, так как производство билетов, их обработка, сдача в налоговые органы – неудобная и весьма затратная для перевозчика процедура. В других крупных авиакомпаниях, опрошенных редакцией, так же подтвердили, что у них имеются планы приступить к разработке системы электронных перевозочных документов в 2006 году, а в следующем внедрить ее в эксплуатацию. Никто из опрошенных редакцией перевозчиков не смог назвать объем вложений, которые потребуются на внедрение нового порядка реализации билетов, ссылаясь на отсутствие законодательных требований к электронным документам.

Как отметил Олег Пантелеев, руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт», сегодня каждая авиакомпания вольна сама выбирать, каким технологическим решением пользоваться при оформлении документов. Так, для бронирования билетов «Аэрофлот» пользуется одной системой, «Сибирь» – другой. ТКП разработала нейтральную, универсальную систему электронного билета, доступную для всех. Компании могут выбрать и ее – никто их не обязывает использовать какую-то одну систему.

Для аэропортов переход на электронный билет потребует существенных изменений в технологическом обслуживании пассажиров, считает Олег Пантелеев. «Сегодня билет требуют на спецконтроле, предшествующем регистрации. Но у пассажира его не будет. Значит, регистрацию на рейс и получение посадочного талона придется осуществлять раньше спецконтроля. Такие технологии не катастрофичны, однако для аэропортов создадут неудобства. Компании же пока не выдвинули консолидированных требований к обслуживанию пассажиров», — отметил Олег Пантелеев.

Насколько эта система придется по душе самим пассажирам, сегодня не могут сказать ни эксперты, ни перевозчики. Пока у людей не будет пластиковых карт, электронная торговля не получит развития. По данным различных СМИ, ежегодно количество владельцев банковских карт увеличивается на 25 – 30 процентов и сегодня составляет около 25 миллионов человек. Но согласятся ли люди доверить номер своей пластиковой карты системе интернет-продаж после всех историй о мошенничестве во Всемирной паутине или все-таки предпочтут покупать обычный билет? Ответить на этот вопрос эксперты затрудняются, хотя и подчеркивают, что если электронный билет будет дешевле, не исключено, что количество таких продаж постепенно будет увеличиваться.

Однако, судя по ситуации на рынке авиаперевозок, у российских авиакомпаний особого выбора нет. Массовое распространение электронных билетов в мире может привести к потере отечественными перевозчиками интерлайн-соглашений с западными партнерами. А без этого невозможно расширять географию полетов и гарантировать пассажирам наиболее удобные стыковки с рейсами авиакомпаний-партнеров. «Если мы не перейдем на электронный вариант продаж и бронирования в 2007 году, мы попросту потеряем всех серьезных западных партнеров», – отметили в пресс-службе «Аэрофлота».

Андрей МОШАТИН


    Справка

    По экспертным оценкам, с внедрением технологии электронных билетов перевозчик может снизить свои расходы на печать билетов. На Западе стоимость производственного цикла от печати до архивирования одного бумажного билета составляет 7 – 9 долларов. У российских авиакомпаний расходы скромнее – чуть меньше доллара, электронный билет все равно привлекает своей экономичностью. По расчетам, издержки на один е-тикет составят 20 центов. В эту сумму входит 10 центов на оплату услуг самой системы, обрабатывающей билет, и еще 10 – на оплату системы контроля отправки пассажиров (Departure Control System, или DCS).

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31