26 июля 2021 16:32

Вахтовый метод для массовых грузов

В ближайшие годы начнется освоение Эльгинского угольного месторождения в Якутии. О развитии перевозок угля и проблемах в обслуживании самого массового груза в регионе «Гудку» рассказал генеральный директор ОАО Акционерная Компания «Железные дороги Якутии» Василий Шимохин.

– Василий Владимирович, как скоро ожидается рост объемов перевозок угля ЖДЯ?
– Компания всерьез занялась перевозкой угля в 2001 году, когда вдоль построенной в Якутии ветки начали развиваться малые угольные разрезы. Специально для них компания построила четыре разъезда.
Основное направление перевозок – Дальний Восток, откуда сырье идет на экспорт. Небольшая часть коксующихся углей отправляется в европейскую часть страны.
В 2004 году объемы отправки угля в компании составили 1,2 миллиона тонн. В прошлом году они сократились до 1 миллиона в связи с закрытием на реконструкцию одного из разрезов. В планах ЖДЯ на 2006 год рост перевозок до 1,8 миллиона тонн, а на 2007-й – до 3 миллионов тонн угля. Ожидается введение в эксплуатацию углеобогатительной фабрики.
Кроме того, для жилищнокоммунального хозяйства Алданского района на севере Якутии перевозится порядка 200 тысяч тонн угля в год.

– Обычно уголь считается не самым удобным и прибыльным грузом. Как к его транспортировке относятся в ЖДЯ?
– В структуре доходов ЖДЯ именно доходы от перевозки угля остаются основной составляющей – около 60 процентов.
Поэтому у компании сложились партнерские, взаимовыгодные отношения с угольщиками. Мы оказываем им не только услуги по перевозке, но и по маневровой работе на путях угольных предприятий (ряд из них не имеет собственных маневровых локомотивов).
Помогаем в содержании железнодорожной инфраструктуры, строительстве к новым предприятиям подъездных путей.

– Есть ли какая-то специфика в тарифной политике ЖДЯ?
– Тарифы на перевозку угля до недавнего времени устанавливались региональной энергетической комиссией (РЭК), действующей при правительстве Якутии. На короткие расстояния они практически соответствуют тарифам, по которым работают РЖД. На более «длинном плече» тариф выше общесетевого на 60 – 70 процентов.
Это обусловлено тем, что в отличие от Прейскуранта 10 -01 установленные РЭК тарифы не зависят от расстояния перевозки. Расчет ведется за выполненную работу. Однако такой подход может измениться уже в 2007 году. Антимонопольный комитет РФ указал ЖДЯ, что, поскольку компания работает на инфраструктуре общего пользования, тарифы на перевозки необходимо защищать в Федеральной службе по тарифам.

– Сказывается ли на работе компании тенденция сезонности в перевозках твердого топлива?
– Эта проблема у нас связана в основном с поставками угля на Север, для нужд ЖКХ. Если в зимний период перевозится 30-35 тысяч тонн в месяц, то в летние месяцы отправки падают до 3 – 5 тысяч. В следующем году мы намерены предпринять шаги для сглаживания этих колебаний – на зимний период ввести более жесткие требования (штрафные санкции) на возврат порожних вагонов с предприятий-грузополучателей.

– Как вы оцениваете перспективы ЖДЯ в угольном секторе перевозок?
– С развитием существующих угольных месторождений региона к 2009 году мы прогнозируем рост погрузки до 5 миллионов тонн в год. Под эти объемы мы уже закладываем изменения в инфраструктуре, развитии станций, совершенствовании технологии передачи вагонов на сеть РЖД. С точки зрения перспектив развития для компании очень важен проект освоения Эльгинского месторождения. Соинвестором проекта наша компания вряд ли сможет выступить. На период строительства железнодорожной линии к месторождению мы готовы действовать в роли отдела временной эксплуатации.
ЖДЯ накоплен большой опыт работы в условиях неразвитых районов – отлажен вахтовый метод, эксплуатация средств связи.
По окончании строительства ЖДЯ надеются стать компанией, эксплуатирующей данный участок. В этом заинтересовано и правительство Республики Якутия. Объемы перевозок угля в 10 миллионов тонн в год позволят ЖДЯ повысить годовой оборот до 4 миллиардов рублей и за счет этого отказаться от субсидирования пассажирских перевозок региональными властями.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31