25 июля 2021 15:41

«Экспресс» гонится за доходами

Небывалым ростом были отмечены в 2005 году пригородные перевозки на Горьковской дороге. Лишь за одиннадцать месяцев прошлого года поезда дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении перевезли почти 79 миллионов человек.

Доходы выросли с 406 миллионов до 1,579 миллиарда рублей. Не результат ли это «легализации» множества льготников?

– Все это так. Но есть и более объективная цифра, – говорит заместитель начальника дирекции Александр Жуков. – Позапрошлогодние 406 миллионов рублей – это «живые» деньги, полученные кассирами с пассажиров, прошлогодняя сумма – 576. Почти 40-процентный рост при том, что билеты подорожали только на десять с небольшим процентов.

Руководство компании поставило задачу сделать пригородные перевозки безубыточными, а потом и доходными без резкого повышения тарифов. К решению этой проблемы специалисты подошли с разных сторон. На вокзалах с большой посадкой – в Нижнем Новгороде и Владимире – стали действовать турникеты. А контроль на началах аутсорсинга дирекция передала фирме «Каскад». Контролеры внушительного вида проверяют билеты у посадочных платформ и в электричках.

Другой важной составляющей успеха стало удачное расписание пригородных поездов. В 2003 году, например, первая скоростная электричка пошла из Нижнего Новгорода на Муром. До Арзамаса в ней можно было доехать за два часа, а не за три с половиной, как в идущей со всеми остановками. Минувшей осенью с двухчасовой разницей по сравнению с муромским в южном направлении пошел экспресс на Казань. В нем удалось время проезда до Арзамаса сократить до полутора часов.

– Поначалу мы волновались: не пересядут ли люди с одной скоростной на другую, – рассказывает начальник оперативного отдела дирекции Леонид Тихонов. – Но в казанской прибавилось около 120 ежедневных пассажиров, а в муромской и других электричках их меньше не стало.

Объяснение тому простое. Во-первых, между Нижним Новгородом и Арзамасом в день совершается в одну сторону около полусотни автобусных рейсов. Автотранспортники предлагают билет стоимостью больше ста рублей за поездку, которая длится два с половиной часа. В электричке-экспрессе – полтора часа и 72 рубля!

Перед отходом в Муром экспресс делает из Нижнего Новгорода рейс в Дзержинск, и там на него можно купить прямой билет и до Мурома, и до Арзамаса. Автотранспортники были вынуждены за отсутствием пассажиров закрыть маршруты в эти города из Дзержинска. Леонид Тихонов постоянно отслеживает пассажиропоток в экспрессах – самых доходных поездах, где благодаря наличию проводников безбилетный проезд просто невозможен. Месяцами шел поиск оптимального режима работы скоростных поездов Горький – Дзержинск. Сейчас их в зависимости от дня недели четыре – шесть пар, и почти все сидячие места в вагонах заполнены. Особой удачей стали поезда Горький – Киров. Две их пары окупаются, если в месяц их пассажирами станут как минимум 15 тысяч человек. Реально же сейчас они везут до 30 тысяч.

Экспресс Казань – Горький начинал с четырех тысяч пассажиров в месяц. Дирекция упорно искала самый удобный для людей вариант – вводила и отменяла остановки, на 17 минут сдвинула отправление из столицы Татарстана, чтобы подстроиться под утреннюю работу городского транспорта. В ноябре число пассажиров приблизилось к десяти тысячам, и Леонид Тихонов уверен: скоро поезд выйдет на безубыточность.

Плюс ко всему и более 20 обычных электричек на многих направлениях удалось в 2005 году ускорить. К примеру, участок Горький – Владимир некоторые из них стали проходить на сорок минут быстрее. Конечно, желающих ехать в таком поезде прибавилось. А еще он в состоянии пройти в таком режиме за день маршрут большей длины и – следовательно – перевезти больше пассажиров, принести дополнительную выручку.

Летом 2003 года Горьковская возобновила движение поезда в город Бор. Годами пассажиры туда ездили из Нижнего Новгорода недешевой паромной переправой или автобусами, которые подолгу стояли в пробках на узком мосту через Волгу. И вот получили возможность поехать по железнодорожной линии, где долгое время перевозились только грузы.

Больше года длилось каждодневное изучение пожеланий пассажиров. В прошлом году, сократив на этом направлении одну пару поездов, дирекция получила увеличение выручки сразу на 27 процентов! Специалисты сумели с точностью до десяти минут «поймать» пик пассажиропотока, и единственный состав собрал сотни студентов, которым на одном поезде было ехать рано, а на другом уже поздно.

В дирекции убеждены: резервы безубыточности еще есть, и их надо искать.

В 2006 году, например, на Нижегородском узле будут опробованы более дешевые в эксплуатации рельсовые автобусы. Дорога закупает их два. К лету планируется ввести скоростное движение электропоездов от Казани до Зеленого Дола и Волжска. Пассажиры будут здесь экономить в пути до 25 минут и, разумеется, сделают выбор в пользу такой электрички.

Николай МОРОХИН,
соб. корр. «Гудка»
Нижний Новгород
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31