01 августа 2021 12:55

Рельсы над морем

В минувшем году Северо-Кавказская дорога потратила на повышение безопасности участка Туапсе – Адлер почти полмиллиарда рублей.

Эти 102 километра вдоль Черноморского побережья – единственный железнодорожный путь, по которому можно попасть на самые популярные в России курорты Черного моря. Железная дорога появилась здесь еще в 1914 году, и до сих пор местные инженерно-геологические и гидрогеологические условия работы считаются наиболее сложными на всей сети. Со стороны гор участок окружен скальными обвально-оползневыми косогорами и горными речушками, которые постоянно грозят паводками. С другой стороны берег разрушает морской прибой.

В связи с этим на Северо-Кавказской железной дороге разработана программа «Первоочередные мероприятия для обеспечения безопасности движения поездов на линии Туапсе – Адлер», которая предусматривает строительство новых и реконструкцию уже имеющихся берегоукрепительных и противооползневых сооружений, а также противообвальных галерей.

Чтобы путь не размывало, между полосой прибоя и железнодорожной насыпью должно быть не менее 25 метров пляжа. Сегодня, по данным сочинского научно-исследовательского института «Морские берега», колею от моря отделяют в лучшем случае 14,5 метра, а на большей части участка поезда и вовсе едут практически над водой.

Для поддержания необходимой ширины пляжной полосы ежегодно требуется примерно 450 тысяч кубометров привозных щебня и гальки. По словам заместителя начальника Северо-Кавказской магистрали по путевому хозяйству Алексея Киреевнина, на линии Туапсе – Адлер в минувшем году на наиболее критических участках были проведены берегоукрепительные работы, в ходе которых отсыпано 80,27 тысячи кубометров щебня.

Оползням и обвалам препятствует сетчатое закрепление горных склонов. В минувшем году такой сетью было закреплено более 2,5 тысячи квадратных метров косогора в наиболее опасных местах. На это потрачено около 15 миллионов рублей.

Конечно, такая система не может противостоять действительно мощным смерчам. Это лишний раз подтвердил сход грузового состава минувшим летом, когда два сильных водяных смерча, пришедших со стороны моря и разбившихся о горную гряду, сбросили с железнодорожного полотна несколько вагонов. В таких случаях сможет помочь лишь система оповещения и уничтожения смерчей, которой пока не существует.

Другая проблема этого участка – пропускная способность. Летом здесь перевозится более трети всех пассажиров магистрали, а суммарная длина однопутных участков, которые есть на всех 12 перегонах линии, составляет почти 70 километров. Уже сегодня это создает серьезные проблемы в движении, и мешает росту пассажиропотока.

Институтами «Гипротранспуть» и «ГипротрансТЭИ» при участии специалистов дороги разработано технико-экономическое обоснование комплексной реконструкции с капитальным ремонтом железнодорожной линии Туапсе – Адлер, в котором определен перечень и объемы необходимых работ.

В минувшем году работники магистрали уже ввели в эксплуатацию вторые пути на перегоне Водопадный – Лазаревская. А всего за несколько лет реализации проекта будет построено более 54 километров путей: 17 километров двупутных участков и 37 километров вставок. После завершения всех работ пропускная способность на участке Туапсе – Адлер составит 153 пары поездов в сутки, а реализация программы берегоукрепительных работ позволит существенно повысить безопасность перевозок.

Игорь ЕВДОКИМОВ,
соб. корр. «Гудка»
Ростов-на-Дону
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31