29 июля 2021 15:12

Ространснадзор остался без права

В январе вступили в силу поправки к федеральному закону «О лицензировании отдельных видов деятельности», упрощающие работу транспортных компаний.

Сокращаются полномочия контролирующих органов. Они больше не смогут аннулировать лицензию перевозчика или ремонтного предприятия без решения суда. Упрощенный порядок выдачи разрешительных документов вводится для железнодорожных экспедиторов. Перевозчики в новом порядке лицензирования видят защиту от бюрократов. Однако с такими нововведениями согласны не все. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта поправкам не рада. Ее руководство боится снижения безопасности перевозок и роста числа нарушений на железных дорогах.

В целом система лицензирования на транспорте претерпит довольно значительные изменения. Компаниям, желающим выйти на рынок ремонта и технического обслуживания подвижного состава, получать лицензию теперь не потребуется. Как рассказал «Гудку» заместитель главы Ространснадзора Андрей Волков, упростится выдача разрешительных документов экспедиторам. По существу, неизменными остаются только правила лицензирования в пассажирском секторе и багажных перевозках.

Напомним, что выдача лицензий на железнодорожном транспорте осуществляется с августа 2004 года. С того времени Ространснадзор отказал в выдаче документов 417 раз. Отказы получали как юридические лица, так и частные предприниматели, пытавшиеся выйти на рынок перевозок или ремонта. Причины в каждом случае были разные.

Однако чаще всего лицензии не выдавали просителям по весомым поводам. Например, компании не всегда имели достаточно производственных площадей для работы с железнодорожными грузами. Часто за лицензиями обращались фирмы, у которых не было квалифицированного персонала и опыта работы. Нередко у потенциальных лицензиатов даже лица, ответственные за безопасную работу на транспорте, не имели специального образования.

По словам Андрея Волкова, его служба опасается потерять рычаги контроля за рынком. Ликвидация прежней системы без утверждения специальных технических регламентов преждевременна. Поправки к закону могут привести к прямому росту нарушений на железнодорожном транспорте. Недобросовестные предприниматели и так стремятся увеличить прибыль за счет снижения эксплуатационных расходов на содержание подвижного состава и технических средств.

Еще более усложняет работу Ространснадзора расширение перечня информации, которую предприятия железнодорожного транспорта обязаны сделать открытой и предоставлять перевозчикам или СМИ по первому требованию. «Адреса мест, куда доставляются опасные грузы, – заявил Андрей Волков, – мы будем обязаны размещать в открытых источниках. Но ведь они могут быть использованы, к примеру, и в террористических целях».

В Ространснадзоре уверены: лицензирование на транспорте не подменяло и не дублировало все остальные методы государственного регулирования. Хотя перевозчики добивались его отмены именно под этим предлогом. Андрей Волков отметил, что выдача лицензий остается апробированной и самой эффективной формой воздействия на недобросовестных участников рынка. В том числе и в государствах Евросоюза. Служба еще в июне 2005 года, до вступления закона в силу, довела эту позицию до сведения депутатов Госдумы и членов Совета Федерации. Совместно с Министерством транспорта разрабатываются предложения по усилению механизмов контроля за безопасностью за счет обязательного страхования гражданской ответственности и сертификации перевозочных процессов. Не оставляет Ространснадзор и идею все же расширить лицензионные требования к перевозчикам.

Страхования ответственности, по мнению Андрея Волкова, недостаточно. Наличие страхового полиса (или договора страхования) не гарантирует безопасности движения. Механизм страхования позволяет лишь компенсировать убытки и устранять финансовые последствия транспортных происшествий. «Мы же предлагаем, – добавил замглавы Ространснадзора, – часть денежных средств от страхования гражданской ответственности, как добровольной, так и обязательной, направить на создание федеральной целевой программы. Она будет содержать меры по обеспечению безопасности движения на железнодорожном транспорте».

По мнению главного специалиста отдела по связям с государственными органами ОСАО «Ингосстрах» Сергея Закройщикова, в случае применения упрощенной процедуры лицензирования на страховщиков фактически перекладывается часть контрольно-надзорных функций. Рациональное зерно в этом есть, заявил он «Гудку». Страховщики как никто заинтересованы в том, чтобы транспортный оператор не нарушал правила перевозок и погрузочно-разгрузочных работ. В противном случае риски наступления страхового случая повышаются в десятки раз. И взятку страховщику давать бесполезно, на очевидные нарушения глаза он не закроет, так как рискует не креслом, а большими деньгами, уверен Закройщиков.

Но нельзя исключать желания подзаработать у компаний-однодневок, как страховых, так и транспортных. Поэтому, чтобы хорошая идея не была загублена порочной практикой, необходимо законодательно установить основания ответственности, ограничения ответственности (лимиты), требования к страховщикам и много чего еще.

Председатель комитета Совета Федерации по промышленной политике Валентин Завадников страхование оценивает как сугубо позитивный момент. «Если страховой случай наступил, то как минимум есть механизм компенсации рисков, – заявил он «Гудку». – А при лицензировании нет ничего. Негативные последствия аварий появляются в любом случае. Только в одном случае придется деньгами отвечать и понятна степень риска, а в другом случае – отзывается лицензия. Виновный рискует только тем, что ему придется создавать новую компанию, заново получать лицензию. Но от этого ни пострадавшему, ни компании ни холодно ни жарко».

В ОАО «РЖД» поддерживают позицию Ространснадзора. Президент РЖД Владимир Якунин обратился в Минтранс с предложением сохранить лицензирование до утверждения технических регламентов, заменяющих прежнюю систему контроля за безопасностью.

Вместе с тем в компании, которая является самым массовым перевозчиком в стране, неохотно комментируют изменения в лицензионной системе и, видимо, не хотят занимать активную позицию по ее защите. Начальник отдела сертификации и лицензирования департамента технического регулирования РЖД Александр Василянский сначала согласился рассказать «Гудку» о последствиях отмены некоторых видов лицензирования. Но затем, по собственным словам, испугался, что его неправильно поймут: «Я чиновник ОАО «РЖД», поэтому комментировать федеральное законодательство, в рамках которого мы работаем, мне не положено».

В других перевозочных компаниях отмене лицензирования рады. Представитель «Русской тройки», одним из акционеров которой являются РЖД, заявил «Гудку», что изменения в законе о лицензировании не создадут проблем транспортникам. В том числе и компаниям, занятым перевозками грузов по железным дорогам. По его словам, перемены коснутся в основном погрузочно-разгрузочной деятельности. А это не снизит уровня безопасности. Во-первых, сохраняются нормативы, по которым параметры ответственности остаются прежними. Во-вторых, экзамены на право работы в этой сфере отменены. Так что железная дорога контроль над процессом не теряет – требования не снижаются, все остается по-прежнему. Исполнительный директор компании «Юго-Восточный терминал» Олег Новиков увидел в отмене лицензирования упрощение бюрократических процедур. По его словам, рычаг контроля у государства остается, но процедура упрощается.

По утверждению представителя Ространснадзора, на самом деле никаких бюрократических трудностей и не было. Проблемы возникали только у недобросовестных соискателей лицензии, так как процедура ее получения предполагала обязательную проверку. А это непреодолимое препятствие для всякого рода посредников. Вице-президент Ассоциации экспедиторов России (АЭР) Сергей Желаннов поддержал Андрея Волкова: «Когда отменили лицензирование на транспортно-экспедиторскую деятельность, мы были вынуждены ввести добровольную систему. Сейчас сама ассоциация лицензирует перевозчиков. Экспедиторы обращаются к нам с просьбой выдать сертификат». По словам вице-президента АЭР, наличие документа, даже полученного на добровольных началах от общественной организации, положительно влияет на имидж компаний на рынке. Поэтому в ассоциации нововведения тоже считают преждевременными.

Однако Сергей Желаннов тоже опасается бюрократизации системы. Одно дело – собрать двадцать пять подписей у бюрократов. Совсем иное – подтвердить профессионализм участников рынка. Процедура лицензирования, по его словам, должна быть прежде всего открытой, гласной и простой.

Елена ЛЕОНТЬЕВА
Леонид ГРИГОРЬЕВ
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31