26 июля 2021 07:28

20 регламентов на все

Госдума приступает к рассмотрению новых технических регламентов, которые должны прийти на смену ведомственным нормативным актам.

В числе 20 регламентов документы, регулирующие скоростное железнодорожное движение. Пока для его организации не существует никакой нормативной базы. Между тем развитие скоростного движения в России считается одной из важнейших задач. Но проблема в том, что реформа технического регулирования проходит недостаточно эффективно. Чиновники не хотят расставаться с возможностью создавать ведомственные нормативные акты, которые мешают гражданам страны реализовывать конституционное право на свободу передвижения и предпринимательской деятельности.

Подводя итоги двухлетнего периода реформирования в этой сфере, председатель комитета Совета Федерации по промышленной политике Валентин Завадников констатировал, что до сих пор не принят ни один технический регламент, а ведомственные нормативные акты продолжают действовать в полном объеме. Смысл же реформы технического регулирования как раз в том и заключается, чтобы осуществить «переход от системы, когда все решают чиновники, к системе, когда редко, но основательно решают депутаты и сенат, а Президент принимает закон».

Таким образом, закон подменяется ведомственными и иными нормативными актами, точное количество которых назвать не может никто. По самым скромным оценкам, их около ста двадцати тысяч, из которых только ГОСТов – двадцать шесть тысяч. При этом ведомственные акты всегда возникали достаточно хаотично, не системно, в зависимости от конъюнктуры. В подтверждение этого сенатор Завадников привел самый распространенный пример из жизни. Если на окна нужно поставить решетки, то строители, пожарные, милиционеры и газовщики предъявляют к этому простому, в общем-то, мероприятию каждый свои требования. «Каждый ваяет собственное нормотворчество, проблемы безопасности решают все по-своему, создавая при этом массив неувязок», – утверждает сенатор.

Кроме того, нормы имеют одинаковую юридическую значимость, и это не позволяет организовать надзор за их соблюдением. Поэтому российская система обязательного технического нормирования была признана недееспособной. Необходимо создание новой для российского законодательства системы федеральных законов – технических регламентов.

Перед ее разработчиками поставлена задача сократить количество требований государства к продукции и технологическим процессам. Сосредоточить обязательные требования на задачах обеспечения безопасности. Отказаться от государственного регулирования производства продукции, заменив это системой добровольного соблюдения стандартов качества. Объединить обязательные требования в рамках небольшого числа технических регламентов, придав им статус федерального закона, а сам процесс разработки технических регламентов сделать публичным.

Чтобы разрешить эти проблемы, в 2003 году был принят федеральный закон «О техническом регулировании». При этом ведомственные акты сохраняют свою силу до середины 2010 года, после чего вступают в действие технические регламенты. Но проблема, по словам сенатора, в том, что на пути реформы технического регулирования стоит нежелание государства что-либо менять. «Каждому чиновнику понятно, что прозрачные технические регламенты отбирают у него источник существования. Чиновники для себя такие законы не напишут», – утверждает Завадников.

Поэтому к разработке законов привлекли не только чиновников, но и представителей бизнеса.

Предстоящий год станет решающим в реформировании системы технического регулирования. В период весенней сессии депутатам на обсуждение поступит примерно пятьдесят технических регламентов. При этом председатель комитета Совета Федерации по промышленной политике уверен в том, что в ходе весенней сессии депутаты успеют внести уточнения «во все, что связано с реформой железной дороги», а также поправки к Уставу железнодорожного транспорта.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31