05 декабря 2021 06:01

Перемены как повод для оптимизма

Чиновники и бизнесмены настроились на хорошее

Ираклий Асламазов, заместитель руководителя аппарата комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи: «Самым важным в этой сфере я считаю принятие «Устава автомобильного и городского наземного электрического пассажирского транспорта», поскольку это событие готовилось чрезвычайно долго»
Чиновники и бизнесмены настроились на хорошее

Появятся судьбоносные законы

Растущая экономика встала на рельсы
Ираклий Асламазов, заместитель руководителя аппарата комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи:
    – Для нас наиболее важные события произошли именно в сфере транспортного законодательства. Самым важным в этой сфере я считаю принятие «Устава автомобильного и городского наземного электрического пассажирского транспорта», поскольку это событие готовилось чрезвычайно долго. Это первый законодательный документ в области автомобильного транспорта, до этого он был сферой, в которой законодательство отсутствовало вообще. Практически одновременно был принят закон «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности», который также был долгожданным.

    Кроме того, в транспортной сфере появился еще целый ряд документов – может быть, не таких судьбоносных, как предыдущие, но тем не менее очень важных. Например, закон, направленный на решение вопросов регулирования воздушного пространства. Это тоже очень важная сфера, в которой впервые с момента принятия Воздушного кодекса – то есть уже больше 10 лет – начали решаться проблемы.

    В 2007 году стали активно заниматься стратегией развития транспортной отрасли. Есть поручение по разработке ряда стратегий по видам транспорта. Принята стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 года. Это очень важное событие, поскольку впервые мы говорим не о повышении эффективности использования существующей системы, а о дальнейшем развитии. Очень важной стала, конечно, концепция рынка услуг на железнодорожном транспорте. Судьбоносным был Госсовет, посвящённый транспортной инфраструктуре.

    Предполагается, что следующий год также будет очень насыщенным. По планам Минтранса и правительства будет осуществляться разработка долгожданного железнодорожного законодательства, характеризующего новый этап реформы отрасли. Продолжится доработка законодательства в области авиации. Начнётся разработка подзаконных актов к закону об использовании воздушного пространства авиацией общего назначения, актов федеральных авиационных правил.

    Если считать, что этот год был годом автотранспортного законодательства, то в следующем будет сделан акцент на авиацию. По нашей информации, Госсовет будет посвящён авиационной тематике. Будем надеяться на то, что работа Минтранса в области транспортного законодательства будет интенсифицироваться и углубляться. А для нас – это главное, с чем бы мы хотели поработать в следующем году.

Объёмы перевозок достигнут советского уровня
Борис Рыбак, генеральный директор компании «Инфомост»:
    – Важнейшим событием в уходящем 2007 году стало, я бы сказал, восстановление бурного роста объёмов авиаперевозок. В 2005 – 2006 годах он несколько замедлился, но к концу уходящего года достиг 17% в год, что почти в три раза выше среднемирового уровня, составившего 6%. Это отражает состояние экономики в целом и воздушного транспорта в частности. Авиакомпании активно обновляют парк и, работая в условиях усиливающейся конкуренции, повышают эффективность своей деятельности. Важно, что в условиях беспрецедентного роста цен на топливо, многочисленных ограничений, которые объективно ухудшают работу воздушного транспорта, авиация демонстрирует столь бурный рост. Никогда ничего подобного за всю новейшую историю отмечено не было. И если не в 2008-м, то в 2009-м или 2010 году негативные факторы не приобретут катастрофического характера, объёмы авиаперевозок достигнут советского уровня. Ещё одно очень важное событие – это установление российскими авиакомпаниями контроля над европейскими авиаперевозчиками, например, компаниями Malev и Blue Wings. Мне кажется, что этот процесс получит серьёзное развитие и в дальнейшем – подобные сделки будут заключаться и в следующем году. Ещё одним значительным явлением, которым был отмечен уходящий год, стало формирование альянсов между авиакомпаниями нашей страны, а также их стремление вступить в международные альянсы. Хочу также отметить структурное реформирование, выразившееся, в частности, в концентрации авиакомпаний вокруг «Аэрофлота», и создании альянса AirUnion, который строит много амбициозных планов.

    Я думаю, что в наступающем году российские предприниматели продолжат приобретать активы в западноевропейских предприятиях воздушного транспорта. Европейские авиакомпании также будут приобретать пакеты акций российских авиаперевозчиков. Для этого есть все условия и предпосылки. На рынке сейчас есть несколько потенциально интересных пакетов. Например, Российский фонд федерального имущества выставил на продажу 25,5% акций авиакомпании S7 («Сибирь»). Ходили разговоры о том, что государственная авиакомпания «Россия» может разделиться и продать часть активов коммерческому инвестору. Есть ещё несколько авиакомпаний, у которых значительные пакеты акций принадлежат государству. Правительство также, возможно, продаст свою долю частным инвесторам. Так что в наступающем году мы можем стать свидетелями ряда очень интересных сделок. Я думаю, что та либерализация воздушного транспорта, которая решениями правительства произведена за последние два-три года, – это позитивный процесс. Выросла конкуренция, и стало легче получать доступ к маршрутам. Наверное, подобная либерализация каким-то образом начнёт проходить и на международном рынке, что изменит всю конфигурацию авиаперевозок.

Отрасль ждут неординарные события
Эдуард Поддавашкин, президент Ассоциации собственников подвижного состава:
    – На мой взгляд, в уходящем году можно выделить два наиболее значимых события в железнодорожной отрасли. Во-первых, это ставший ежегодным форум «Стратегическое партнерство 1520», проходивший в мае в городе Сочи. Это поступательное движение на пути дальнейшей интеграции железных дорог, международного перевозочного процесса, особенно в развитии экономических связей и транспортного бизнеса стран СНГ. Дальнейшее укрепление содружества железных дорог постсоветского пространства и стран Европы. Просматривается совместное решение проблем по оснащению транспортной отрасли подвижным составом, особенно локомотивами. Радует то, что форум стал традиционным, проводится и за пределами Российской Федерации, что позволяет говорить о том, что в перспективе он будет проходить с возрастающей результативностью.

    Во-вторых, создание крупной «дочки» российских железных дорог – Первой грузовой компании. Это, безусловно, событие неординарное. Компания идет по неизведанному пути, на котором, естественно, будут возникать трудности и в законодательной сфере, и в самой эксплуатационной работе компании, технологическом процессе. Уже сегодня видно, что нужно серьёзно заниматься законодательной базой. Масштабного изменения требуют правила работы подвижного состава на едином постсоветском пространстве. Надо учесть, что правила работы общим вагонным парком в СНГ утверждаются на уровне глав государств, поэтому наверняка будут сложности с внесением в них изменений.

    Безусловно, будут вопросы, связанные с нумерацией вагонов и диспетчерским управлением парком Первой грузовой компании и приватными вагонами. По всей вероятности, напрашивается предложение о создании единого диспетчерского центра по управлению вагонными парками, принадлежащими и РЖД, и собственникам, и ПГК, которая становится с собственниками в один ряд. То, что происходит в настоящее время, а именно резкий рост порожнего пробега вагонов, а следовательно, рост эксплуатационных затрат, – это не нормально.

    Тем не менее создание ПГК, по моему мнению, расширит конкуренцию на перевозочном рынке, что в итоге приведёт к снижению себестоимости перевозок.

    Чего мы ждём от наступающего года? Будем надеяться, что в 2008 году будут приняты изменения в основополагающих документах, регламентирующих работу железнодорожного транспорта: Уставе железнодорожного транспорта и Законе о железнодорожном транспорте. Будет внесена полная ясность в работу пассажирского комплекса в условиях реформирования. Будет ли Федеральная пассажирская дирекция преобразована в Федеральную пассажирскую компанию. Станет ли она самостоятельной компанией с погашением выпадающих доходов из государственного бюджета или останется на поддержке РЖД с перекрёстным финансированием за счёт грузовых перевозок. Надеемся также, что значительно улучшатся взаимоотношения владельцев подвижного состава и РЖД в сфере ремонта и эксплуатации приватных вагонов.

    А вместе с традиционными пожеланиями работникам железнодорожного транспорта здоровья и успехов в новом году хочу пожелать ОАО «РЖД» стопроцентного исполнения инвестиционной программы, намеченной на 2008 год.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31