05 декабря 2021 02:16

«Дважды шестой» Касьян

Что принесёт наступающий високосный 2008 год

Что принесёт наступающий високосный 2008 год? Эти годы традиционно считаются несчастливыми. От них принято ждать бед и неудач. Насколько верны такие ожидания? Евгений Шапошников, доктор исторических наук, профессор Московского государственного педагогического университета.
Что принесёт наступающий високосный 2008 год

Эти годы традиционно считаются несчастливыми. От них принято ждать бед и неудач. Насколько верны такие ожидания?

Евгений Шапошников, доктор исторических наук, профессор Московского государственного педагогического университета:

– Исстари заведено на Руси считать високосный год опасным и приписывать ему многие небывалые беды. Летописи сообщают: «День святого Касьяна 29 февраля високосного года есть самый бедственный день для всех возможных несчастий. Тогда будто и скот падает, и дерева засыхают, и повальные болезни появляются, и семейные раздоры заводятся».

В Вологодской губернии Касьяна считали «опальным» святым и рассказывали о нём следующую легенду: «Касьян сначала был светлым ангелом, почему Бог не имел нужды таить от него свои планы и намерения. Но затем святой этот соблазнился на обещания и уловки нечистой силы и, перейдя на сторону дьявола, шепнул ему, что Бог намерен свергнуть всю сатанинскую силу с неба в преисподнюю. Однако впоследствии Касьяна стала мучить совесть, он раскаялся в своём предательстве и пожалел о прежнем житье на небе и о своей близости к Богу. Тогда Господь внял мольбам грешника и сжалился над ним, но из осторожности всё-таки не приблизил его к себе, а приставил к нему ангела-хранителя, которому и приказал заковать Касьяна в цепи и бить его по три года тяжёлым молотом в лоб, а на четвёртый отпускать на волю».

В Рязанской губернии сложили свою легенду: «Однажды Касьян вместе с Николаем Чудотворцем шёл по дороге и встретился им мужичок, у которого воз застрял в грязи. «Помогите, – просит мужичок, – воз поднять». А Касьян ему: «Не могу, ещё испачкаю свою райскую ризу, как же мне тогда в рай прийти и на глаза Господу показаться?» Николай же Чудотворец упёрся плечом, налёг и помог мужику воз вытащить. Когда пришли Николай с Касьяном в рай, у Николая вся риза была в грязи выпачкана. Бог увидал это и спрашивает: «Где это ты выпачкался?» «Я, – говорит Николай, – мужику воз помогал из грязи вытаскивать». «А у тебя отчего риза чистая, ведь вы вместе шли?» – спрашивает Господь Касьяна. «Я, Господи, боялся ризу запачкать». Не понравился этот ответ Богу и определил он: быть Касьяну именинником раз в четыре года, а Николаю-угоднику за его доброту – два раза в год».

В Новгородской губернии крестьяне считали: «Касьян на что взглянет – всё вянет» – и 29 февраля даже боялись выходить из избы, чтобы не случилось какого-нибудь несчастья.

При таком воззрении народа на святого Касьяна немудрено, что високосный год повсюду на Руси считали несчастным и опасным.

Людмила Орехова, доктор исторических наук, сотрудник Государственного исторического музея:
– По-гречески bisextos, а по-латыни bissextus означает «дважды шестой». Високосный год назван по дополнительному 366-му дню: таким у римлян было второе 24 февраля, которое по их счёту (с первого дня следующего месяца в обратном порядке) было шестым.

Первоначально римляне, как и греки, исчисляли время лунными годами. До VII века до н.э. римский год включал в себя десять месяцев и начинался в марте. Четыре месяца состояли из 31 дня, остальные – из 30. Таким образом, первоначально римский год продолжался 304 дня. Согласно легенде второй римский царь Нума Помпилий, правивший после Ромула, провёл множество реформ, желая «размягчить железный римский народ и сделать его кротким и справедливым».

Одной из реформ Нумы было упорядочение римского календаря. В календаре появились январь и февраль, и год приобрёл почти привычный для нас вид: в нём было двенадцать месяцев, однако семь месяцев имели по 29 дней, четыре – по 31, а один – 28 дней.

Продолжительность нового римского года составляла 355 дней. Начало каждого месяца римляне определяли по рождению новой луны. Но продолжительность солнечного года была длиннее, поэтому календарный римский год отставал на 10 – 11 суток. Несовпадение лунного и солнечного года приводило порой к забавным казусам: праздник жатвы подчас приходилось отмечать зимой. Римляне периодически вводили в календарь дополнительный месяц – марцедоний, насчитывавший 22 – 23 дня, помещая его не в конце года, а между 23 и 24 февраля, поскольку дополнительный тринадцатый месяц необходимо было «спрятать» от взора богов.

Дабы привести календарь в порядок, Юлий Цезарь по совету астронома Созигена в 46 году до н.э. провёл новую реформу. В год реформы добавили два дополнительных месяца: по 33 и 34 дня каждый, поместив их между декабрём и ноябрём. Из-за своей удивительной продолжительности год получил название «беспорядочного», или «года замешательства».

После реформы новый 45 год до н.э. стал насчитывать 365 дней.

Позже на его основе появился новый календарь – юлианский, который на Никейском соборе в 325 году признали обязательным для всего христианского мира. За начало летосчисления в нём было принято создание Адама, происшедшее в пятницу 1 марта первого года мироздания. Юлианский календарь просуществовал до конца XVI века. Но поскольку он не соответствовал астрономическому году, а был длиннее его на 11 минут 14 секунд, то через 128 лет разница составила уже сутки, а через 1280 лет – 10 дней. Столь существенное различие влияло в первую очередь на вычисление даты праздника Пасхи.

В 1582 году папа Григорий XIII создал специальную комиссию, которая занялась усовершенствованием юлианского календаря. Чтобы максимально приблизить календарный год к астрономическому, было решено сократить число високосных лет до одного в четыре года. Однако и этот календарь, получивший название григорианского, имеет погрешность: за 3280 лет расхождение составит сутки. Так что идеальных календарей нет, поэтому високосные годы неизбежны, а вот рассказы о том, что они непременно приносят несчастья, с точки зрения науки не более чем суеверия.

Как в наступающем году избежать неприятностей?

Народная мудрость знает немало способов «задобрить» скупого Касьяна. 31 декабря за 10 минут до полуночи нужно произнести: «Едет конный, едет пеший, а мне год успешный. Святым крестом крещусь, со старым годом прощусь, с високосным встречаюсь, в свят одежды облачаюсь. Ключ, замок, язык. Аминь».

В високосный год нежелательно начинать постройку бани и продавать скот.

При первом громе в високосный год надо положить палец на палец крестом и прошептать: «Вся семья при мне (перечислить имена членов семьи). Аминь».

Наталия Лескова


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31