30 ноября 2021 00:25

Рубят на корню

Борьба с лесным браконьерством оборачивается убытками для рынка железнодорожных перевозок

Борьба с лесным браконьерством оборачивается убытками для рынка железнодорожных перевозок. Проблемы с погрузкой уже возникают у частных операторов и ряда железных дорог ОАО «РЖД». В частности, режим чрезвычайной ситуации, направленный против незаконной вырубки леса, введён в ряде районов Забайкалья.
Борьба с лесным браконьерством оборачивается убытками для рынка железнодорожных перевозок

Нелегальные торговцы лесом «спиливают» доходы у транспортников
Проблемы с погрузкой уже возникают у частных операторов и ряда железных дорог ОАО «РЖД». В частности, режим чрезвычайной ситуации, направленный против незаконной вырубки леса, введён в ряде районов Забайкалья.

Как стало известно «Гудку», в рамках режима ЧС ЗабЖД как главной транспортной магистрали Читинской области предписано исключить поставку вагонов под погрузку лесоматериалов в пунктах приёма и отгрузки древесины, деятельность которых временно приостановлена или прекращена в соответствии с решением суда.

Чрезвычайный режим губернатор Читинской области Равиль Гениатулин ввёл в Карымском, Красночикойском, Петровско-Забайкальском, Улетовском, Хилокском, Читинском и Шилкинском районах Забайкалья, а также в городском округе Петровск-Забайкальский. На всех этих территориях в последние месяцы фиксировались неоднократные нарушения законодательства, регулирующего добычу и оборот леса.

«По данным Рослесхоза, теневой оборот леса в регионе оценивается в $126 млн. Режим ЧС должен пресечь деятельность преступников и вместе с тем оказать поддержку законопослушным предпринимателям, – заявил председатель комитета промышленности и природных ресурсов Читинской области Евгений Вишняков.

ЗабЖД задолго до введения режима чрезвычайной ситуации поднимала проблему легальности перевозимых грузов. «Однако расторгать договоры или не принимать заявки на погрузку леса по причине отсутствия доказательств законности происхождения леса дорога не имеет права. Это запрещают делать Устав железнодорожного транспорта и другие нормативные акты. А мы работаем в соответствии с законами», – подчеркнул начальник службы грузовой и коммерческой работы ЗабЖД Анатолий Мишин.

При этом на магистрали понимают, что борьба с нелегальной добычей ресурсов может отрицательно сказаться на погрузке. Пока, правда, введение режима ЧС не отразилось на объёмах. «Но, если нам будут предоставлять решения судов, предписывающие не подавать вагоны под погрузку на пункты приёма древесины, деятельность которых будет приостановлена, снижение может произойти», – рассказал «Гудку» начальник Дорожного центра фирменного транспортного обслуживания ЗабЖД Александр Кравчук.

Исправить ситуацию должна созданная по инициативе губернатора региона ЗАО «Забайкальская лесная товарная биржа» (ЗЛТБ). Предприятие уже получило от Федеральной службы по финансовым рынкам лицензию на право проведения торгов. По замыслу властей, работа биржи должна в том числе компенсировать потери железнодорожников после ухода с рынка нелегалов. Рост перевозок должен произойти за счёт увеличения объёмов реализации продукции легальных лесозаготовителей.

Но когда эти планы будут реализованы, сказать трудно.

«В наш адрес от генерального директора ЗЛТБ Игоря Теплякова поступил проект положения об аккредитации, по которому мы высказали ряд своих предложений и замечаний», – отмечает Александр Кравчук. В свою очередь Игорь Тепляков заявил, что и у биржи есть предложения к дороге. ЗЛТБ планирует обратиться к специалистам магистрали за помощью в разработке логистических схем, которые охватывали бы не только всю Россию, но и позволяли быстро и по кратчайшим маршрутам доводить груз до иностранных покупателей лесоматериалов. Кроме того, представители биржи надеются, что руководство Забайкальской магистрали заинтересует идея создания биржевых складов на базе некоторых железнодорожных предприятий, имеющих развитую погрузочную и транспортную инфраструктуру.

Как прокомментировал сложившуюся ситуацию заместитель генерального директора ЦФТО ОАО «РЖД» Вячеслав Петренко, проблемы с незаконной вырубкой леса в регионах, которые обслуживают Красноярская, Забайкальская, Дальневосточная и Восточно-Сибирская дороги, известны давно.

Однако сейчас борьба с этим явлением ведётся на государственном уровне, и запреты на погрузку контрафактного леса отнюдь не единичны. РЖД, конечно, в первое время потеряют объёмы погрузки, прежде всего на направлениях, соседствующих с Китаем. Упразднение же десятков лесопогрузочных пунктов и перемещение терминалов по отгрузке леса в единые погрузочные центры или биржи в будущем сделают рынок цивилизованным. Контроль, который осуществляется при погрузке леса на этих терминалах, исключает возможность перевозки «левого» товара. А РЖД не желают перевозить ресурсы, добытые незаконно.

Однако, как отметил гендиректор ООО «ТрансЛес» Сергей Кривов (компания является основным оператором на рынке лесоперевозок), в последние несколько месяцев ситуация с погрузкой леса стала критической. Объёмы погрузки уже упали в 2,5 раза. По словам г-на Кривова, столь активное государственное наступление на «теневиков» сказалось и на законопослушных компаниях, которые сейчас не могут вовремя заключать договоры на перевозку. По его мнению, борьба с лесными браконьерами необходима и правильна, она не должна вестись в ущерб легальному бизнесу. Ведь сейчас в связи с введением запретов специализированный подвижной будет передислоцирован на другие дороги. После их снятия лес будет вывезти весьма проблематично.

Поддержал эту точку зрения и начальник управления продаж ОАО «Лесосибирский ЛДК № 1» Андрей Никитин (предприятие сотрудничает с Красноярской дорогой). По его словам, вопрос становится ещё более напряжённым с учётом ожидаемого усиления санитарных мер. На складах ЛДК находится более 50 тыс. кубометров леса. Чтобы не допустить затоваривания, ежемесячно надо отгружать по 45 – 47 тыс., что ещё больше увеличит потребность в вагонах.

Александр Шугаев
Анатолий Якимов
Антон Клиновский


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31