03 декабря 2021 13:46

Мнение

Виктор Черкасов, начальник управления охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД»:
    – Железнодорожный транспорт признан в мире одним из наиболее экологически чистых. В России его экологические преимущества обеспечиваются в первую очередь широким применением электрической тяги, которая исключает негативное воздействие на атмосферный воздух и снижает загрязнение почв тяжёлыми металлами.

    В ОАО «РЖД» ведётся постоянная работа по техническому перевооружению отрасли, в первую очередь замене подвижного состава и реконструкции инфраструктуры. Это, а также реализация экологических программ, инвестиционных проектов и наличие системы управления природоохранной деятельностью обеспечивают на протяжении последних 15 лет стабильное снижение техногенного воздействия на окружающую среду. За это время выбросы вредных веществ в атмосферный воздух от стационарных источников снизились на 55%, использование воды на производственные нужды уменьшилось на 48%, сбросы загрязнённых сточных вод в поверхностные водные объекты сократились на 76%.

    При стабильном росте грузо- и пассажирооборота, наблюдаемом в последние годы, в компании одновременно обеспечивается устойчивое снижение удельной нагрузки на окружающую среду.

    Однако говорить о том, что у нас решены все проблемы, ещё рано. На ряде объектов продолжается поступление загрязнённых сточных вод в поверхностные водные объекты – до необходимых нормативов доводится только 32% стоков, требующих очистки. Улавливается и обезвреживается лишь треть загрязняющих веществ, отходящих от всех источников выбросов в атмосферу. Это объясняется наличием устаревших канализационных очистных сооружений и пылегазоулавливающих установок.

    Компанией принимаются меры к снижению воздействия на природную среду. Разработан и реализуется инвестиционный проект «Обеспечение экологической безопасности», в рамках которого ежегодно осуществляются мероприятия по строительству и реконструкции природоохранных объектов, производятся поставки необходимого оборудования и технических средств, усиливается материально-техническая база экологических лабораторий.

    Реализация природоохранных мероприятий, запланированных на 2007 год, обеспечит в следующем году сокращение сброса загрязнённых сточных вод на 1,4 млн куб. м, снижение выбросов вредных веществ в атмосферу на 1,2 тыс. тонн.

    В период структурных преобразований, проводимых в ОАО «РЖД», одним из важнейших вопросов в области охраны окружающей среды становится обеспечение экологической безопасности не только на железных дорогах, но и в дочерних, зависимых обществах. Для этого наиболее целесообразно использовать потенциал существующей на железных дорогах системы управления природоохранной деятельностью. Это позволит выделяющимся структурам исключить затраты на развитие собственных баз экологических лабораторий, в более полной мере использовать профессиональные знания экологов железных дорог при отборе новых технологий и оборудования природоохранного назначения, а также отстаивании интересов в контролирующих органах.

    Сегодня уже разработаны и утверждены руководством компании регламенты взаимодействия ОАО «РЖД» с дочерними обществами и железных дорог с дирекциями, не входящими в их состав.

    Подводя итоги уходящего года, необходимо отметить, что природоохранными подразделениями компании проделана значительная работа. Получена лицензия на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. Введено в действие Положение об управлении природоохранной деятельностью в ОАО «РЖД», которым определены основные задачи в области охраны окружающей среды, а также организация управления природоохранной деятельностью и производственного экологического контроля. Кроме того, было заключено соглашение о сотрудничестве в области экологической, промышленной и энергетической безопасности с Ростехнадзором.


Владимир Попов, заместитель директора Института комплексной безопасности, заведующий кафедрой «Инженерная экология» Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ):
    – ОАО «РЖД» делает первые шаги по внедрению системы экологического менеджмента (СЭМ), соответствующей стандарту ИСО 14001. Работы в данном направлении проводятся при непосредственном участии специалистов нашего института на Северной железной дороге, и в частности в локомотивном депо Ярославль-Главный.

    К сожалению, основная проблема, с которой приходится сталкиваться, – нежелание работать в новом «формате». Для многих работников компании система экологического менеджмента представляется совершенно непонятной идеей и порой воспринимается не более чем желание нагрузить структурные подразделения дополнительными обязанностями. В конечном итоге это станет серьёзным тормозом для дальнейшего продвижения СЭМ на уровень линейных предприятий.

    Между тем для железнодорожных экологов – это единственный правильный выбор, который поможет вывести на новый качественный уровень природоохранную деятельность компании, повысить эффективность управления инвестиционными ресурсами и системой охраны природы в целом.

    С моей точки зрения, сейчас планирование инвестиционной экологической программы, по сути, происходит без серьёзной аналитической основы. Каждое структурное подразделение направляет «наверх» свои предложения. Одним необходимо установить пылегазоулавливающее оборудование, другим – реконструировать очистные сооружения, третьим – обустроить площадку для временного хранения отходов. Эта информация получается очень объёмной и физически не может быть переработана специалистами-экологами центрального аппарата ОАО «РЖД». Соответственно, очень трудно расставить приоритеты устойчивого развития компании по вопросу обеспечения экологической безопасности.

    Система экологического менеджмента предусматривает иерархически распределённую, выстроенную на обратных связях систему управления, где на каждом уровне принимаются определённые решения. На самом верху этой структуры должны приниматься стратегические решения, основанные на глубоком анализе, на более низких уровнях – детализированные, базирующиеся на ситуации в конкретном подразделении.

    Такой подход принесёт компании целый ряд преимуществ, в том числе инвестиционную привлекательность и увеличение её капитализации.

    Но для того чтобы СЭМ стала приносить должный эффект, необходимо развивать экологическое образование и воспитание, формировать экологическое сознание работников, проработать систему мотивации персонала – шаги в этом направлении должны делаться не под нажимом внешних обстоятельств, а исключительно на основе внутренней потребности работников компании.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31