03 декабря 2021 13:38

Отходы в комплексе

Компания переходит на новые способы переработки отходов от пассажирских поездов

Проблема твёрдых бытовых отходов (ТБО), поступающих из поездов дальнего следования, является одной из самых сложных для железных дорог. В прошлом году от деятельности подразделений пассажирского хозяйства ОАО «РЖД» было образовано более 500 тыс. куб. м ТБО.
Компания переходит на новые способы переработки отходов от пассажирских поездов

Горы мусора вдоль полотна исчезнут
Проблема твёрдых бытовых отходов (ТБО), поступающих из поездов дальнего следования, является одной из самых сложных для железных дорог. В прошлом году от деятельности подразделений пассажирского хозяйства ОАО «РЖД» было образовано более 500 тыс. куб. м ТБО. В уходящем году ожидается увеличение этой цифры более чем на 10%.

С каждым годом расходы на сбор и утилизацию твёрдых бытовых отходов повышаются, что обусловлено целым рядом объективных причин. В их числе увеличение объёма образующегося мусора, ужесточение законодательства в области обращения с отходами, рост затрат на оплату услуг автотранспорта, производящего вывоз, а также удалённость предприятий от мест утилизации ТБО и нехватка полигонов для их захоронения.

Сегодня на сети железных дорог практически повсеместно распространён довольно незамысловатый способ сбора и удаления отходов из пассажирских поездов, при котором мусор попросту ссыпается в специальные контейнеры и уже оттуда через определённые промежутки времени вывозится на полигоны. По оценке специалистов-экологов, такой метод является малоэффективным. Для решения проблемы в ОАО «РЖД» внедряются механизированные комплексы сбора, сортировки твёрдых бытовых отходов с последующей передачей их на утилизацию в специализированные организации. На сегодняшний день такие комплексы уже функционируют на Московской и Октябрьской железных дорогах.

– Технология сортировки мусора предполагает выделение из ТБО ценных фракций, пригодных для вторичной переработки, и последующее уплотнение оставшихся после сортировки «неликвидных» отходов, которые затем вывозятся на полигон для захоронения, – рассказывает генеральный директор ЗАО «Центр реализации научных разработок, транспортной гигиены и экологии» Василий Рузавин. – Это позволяет обеспечить возврат в товарный оборот таких важных вторичных ресурсов, как бумага, картон, чёрные и цветные металлы, пластмасса, стекло и другое.

В конечном результате такой подход помогает не только уменьшить расходы предприятия на утилизацию бытовых отходов, но и снизить негативное воздействие на регион, а также улучшить санитарно-эпидемиологическую обстановку на прилегающих территориях.

Первый механизированный сортировочный комплекс отходов появился на станции Николаевка Московской железной дороги. Раньше мусор из прибывающих на Казанский вокзал поездов выносился проводниками на специальную площадку накопления отходов. Теперь после высадки пассажиров состав сразу направляется на экипировку в обратный рейс, а по «пути» проходит через мусоросортировочный комплекс в Николаевке.

Здесь пассажирский поезд подъезжает к специальной платформе, оборудованной транспортёрной лентой, на которую проводники и выкладывают мешки с собранным мусором, даже не выходя из вагона. По транспортёру «поклажа» направляется в приёмный бункер. После его заполнения отходы начинают поступать на сортировочный конвейер, где операторы отбирают вторичное сырьё. По словам Василия Рузавина, в среднем объём вторсырья достигает до 60% от общего объёма поступающих отходов.

Пригодные для дальнейшей переработки однородные отходы прессуются. То же самое происходит и с мусором, подлежащим захоронению на полигонах. В результате объём ТБО сокращается примерно в пять раз. Далее полученные брикеты обвязываются, выгружаются из прессов и направляются на площадку временного хранения, откуда вывозятся для дальнейшей переработки. Непригодные для вторичного использования прессованные отходы вывозятся на полигоны.

Комплекс обеспечивает переработку не менее 60 тыс. куб. м твёрдых бытовых отходов в год, и, как показывает практика, его внедрение даёт существенный экономический эффект. К тому же не стоит забывать, что часть вывозимых ТБО, являющихся вторичными ресурсами, подлежит реализации, а значит, позволяет заработать дополнительные средства.

Как сказал «Гудку» Василий Рузавин, сортировочный комплекс способен обеспечить бесперебойную очистку до 50 пассажирских составов в сутки. С его внедрением расходы по сбору и утилизации мусора с территории станции пассажирского вагонного депо Николаевка Московской железной дороги уменьшились более чем вполовину. Срок окупаемости такого оборудования составляет порядка пяти лет.

Похожий комплекс, но другой конструкции, функционирует и на Санкт-Петербургском железнодорожном узле. Его производительность – 20 тыс. тонн в год. Сегодня разрабатываются также проекты строительства сортировочных комплексов твёрдых бытовых отходов и для других пассажирских вагонных депо Московской железной дороги.




Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31