30 ноября 2021 00:10

Мнения

Валерий Клюшников, руководитель Экологического центра Российской инженерной академии:
    – Руководство ОАО «РЖД» уделяет большое внимание природоохранной деятельности и экологическому имиджу компании, что очень важно сегодня. Представленный отчёт – дополнительное тому подтверждение. Но сразу хочется отметить, что в нём слишком мало сказано о существующих проблемах, которых, насколько мне известно, в компании ещё предостаточно. Среди них использование никель-кадмиевых аккумуляторов, очистка территорий производственных объектов от старых загрязнений, образовавшихся в результате пролива нефтепродуктов, и другие. Масштабность этих проблем помог бы оценить экологический аудит, который уже стал нормой для многих мировых компаний.
    Кроме того, любая современная компания, оказывающая негативное влияние на окружающую среду, должна подтвердить своё соответствие международным стандартам ИСО 14000. В противном случае, как показывает практика, её рейтинг на рынке услуг падает, а значит, снижается привлекательность сотрудничества.
    Создание корпоративной системы экологического менеджмента и её сертификация станет хорошим стимулом для решения имеющихся проблем, а также залогом успеха ОАО «РЖД» на внутреннем и международном рынках транспортных услуг.


Александр Мартынов, генеральный директор АНО «Независимое экологическое рейтинговое агентство»:
    – Каждая крупная компания имеет свою специфику воздействия на окружающую среду. У ОАО «РЖД» – это рассечение инфраструктурой природных экосистем.
    Об этом не говорится в официальных отчётах предприятий, под решение данной проблемы не закладываются инвестиционные средства, так как для большинства специалистов промышленной экологии такого понятия и не существует. Они привыкли оперировать показателями выбросов вредных веществ и тому подобным.
    Это важно. Но наша планета существует благодаря сложившимся экосистемам. Утрата их устойчивости, способности к саморегулированию несёт с собой серьезную опасность.
    Начало разрушительного процесса закладывается при строительстве веток железной дороги, которые нарезают крупные массивы экосистем на мелкие фрагменты. Здесь уже невозможно нормальное воспроизводство биоты – исторически сложившейся совокупности живых организмов.
    Но самая большая угроза в другом. Постепенно под новые дороги создается инфраструктура, которая стремительно подминает под себя экосистему и, в конце концов, уничтожает её. Из космоса отчётливо видна линейная структура таких «мёртвых» зон.
    Изменить ситуацию можно, но это будет не просто, так как пока железнодорожники не воспринимают ситуацию как проблему. Они не готовы осознавать свою роль в сохранении нетронутых экосистем, обеспечивающих устойчивость биосферных процессов.
    Если понимание всё-таки придёт, ОАО «РЖД» предстоит провести серьёзную работу по сбору материала, касающегося данной проблемы. На основе этого сделать анализ, который поможет найти эффективные пути решения. И здесь, безусловно, должно быть налажено конструктивное взаимодействие с независимым экологическим сообществом, знающим проблему рассечения экосистем гораздо глубже.
    Только совместными усилиями мы сможем изменить ситуацию и сохранить окружающую среду.


Дмитрий Смыслов, заместитель начальника Управления государственного экологического надзора Федеральной службы по кологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)
    – «Российские железные дороги» – не просто одна из крупнейших динамично развивающихся компаний страны. Это сложный комплекс со своей отлаженной вертикалью управления, а главное – уникальной, не свойственной другим предприятиям инфраструктурой, расположенной на огромных территориях от Калининграда до Сахалина, от Мурманска до Новороссийска.
    В этой ситуации повышенное внимание со стороны надзорных органов вполне объяснимо. Компании такого масштаба крайне сложно быть абсолютно безупречной с точки зрения природоохранной деятельности, особенно в условиях трансформирующегося законодательства. Тем не менее хочется отметить, что вопросам охраны природы в ОАО «РЖД» уделяется достаточно большое внимание.
    Отрадно то, что, несмотря на необходимость наращивания объёмов перевозок, природоохранная деятельность не была отодвинута на задний план. К сожалению, в других отраслях есть немало примеров, когда в погоне за прибылью предприятия забывали обо всём остальном и шли к поставленной цели всеми возможными путями.
    В компании ОАО «РЖД» – иная позиция, а это значит, что нам удастся выстроить отношения не столько по принципу «природопользователь – контролирующий орган», сколько на основе взаимопонимании и конструктивизма.
    В целом же я уверен, что сложившийся деловой стиль общения Ростехнадзора и ОАО «РЖД» уже стал традиционным, и даже самым сложным вопросам мы сможем найти соответствующее требованиям действующего законодательства решение.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31