23 июля 2021 22:48

Шпалы, которые не горят

На Юго-Восточной железной дороге разработана новая технология утилизации деревянных шпал

На Юго-Восточной железной дороге разработана новая технология утилизации деревянных шпал

Проблема утилизации и использования отработанных деревянных шпал, относящихся к экологически опасным отходам третьего класса, стоит довольно остро на всех железных дорогах. В большинстве регионов полигоны для их захоронения и соответствующие предприятия по утилизации отсутствуют, а Ростехнадзор наложил запрет на реализацию б/у шпал населению и использование их в качестве топлива.

В итоге подразделения путевого хозяйства вынуждены «складировать» использованные деревянные шпалы на своих производственных площадках, что приводит к их сверхнормативному накоплению и, соответственно, сверхнормативным платежам и штрафным санкциям за размещение отходов.

Для решения этой проблемы по заказу Юго-Восточной железной дороги Воронежский филиал Российского дорожного научно-исследовательского института разработал технологию применения деревянных шпал в качестве наполнителя при производстве строительных материалов.

– Предложенное технологическое решение позволяет применять после соответствующей обработки и переработки древесный материал б/у шпал в качестве одного из компонентов органоминеральных строительных композитов, – рассказывает начальник отдела охраны природы Юго-Восточной железной дороги Александр Мазепин. – При этом за счёт особых способов переработки токсичные элементы деревянных шпал, и в частности креозот, нейтрализуются. Это делает строительные материалы экологически безопасными.

Свойства стройматериалов, получаемых в результате утилизации деревянных шпал, позволяют использовать их по различному назначению, в том числе как конструктивные, теплоизоляционные и акустические. К примеру, они могут быть применены для стен, перегородок, полов малоэтажных зданий, теплоизоляции общественных и промышленных помещений с нормальным режимом эксплуатации. Стройматериалы отличаются морозо-, огне- и биостойкостью, гигроскопичностью и звукопоглощающими свойствами, а их технические характеристики отвечают требованиям к материалам, которые они заменяют: керамзитобетонам, пенобетонам, газосиликатам, лёгким бетонам на минеральных заполнителях и другим. Кстати, то или иное строительное назначение определяется только способом переработки деревянных шпал и составом органоминерального композита.

На данный момент уже изготовлены серии образцов строительного материала различного состава и проведены испытания с определением необходимых физико-химических свойств. Результаты показали, что получены высокоэффективные конструкционные материалы, превосходящие по ряду свойств материалы-аналоги.

В ходе исследований также было подтверждено соответствие испытываемых образцов санитарно-эпидемиологическим нормам в области их применения. Кроме того, совместно с Федеральным центром гигиены и эпидемиологии по Воронежской области определён характер зависимости санитарно-гигиенических характеристик получаемых стройматериалов от их физико-механических показателей.

Предварительные расчёты показывают, что себестоимость 1 кв. м композитного материала, полученного по новой технологии, ниже, чем у привычных нам аналогов, в среднем в 1,2 – 1,3 раза. Примерно в 1,6 – 1,8 раза ниже и удельные капиталовложения в производство такого строительного материала. Срок же окупаемости не превысит 4 – 5 лет.

По мнению специалистов, дальнейшая реализация данного проекта и создание на железных дорогах предприятий по производству строительных материалов из б/у деревянных шпал позволит не только решить проблему утилизации, но и обеспечит строительный комплекс компании необходимыми материалами.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31