03 декабря 2021 13:08

Кипение с прослойкой

Котельные Красноярской дороги становятся более экологичными

На Красноярской железной дороге при сжигании твёрдого топлива в котельных используется технология «кипящего слоя», которая позволяет не только сократить выбросы вредных веществ в атмосферу, но и получить существенный экономический эффект.
Котельные Красноярской дороги становятся более экологичными

Для бурого угля уже не требуется альтернатива
На Красноярской железной дороге при сжигании твёрдого топлива в котельных используется технология «кипящего слоя», которая позволяет не только сократить выбросы вредных веществ в атмосферу, но и получить существенный экономический эффект.

На сегодняшний день теплогенерирующие мощности хозяйства гражданских сооружений Красноярской железной дороги включают 46 котельных, работающих на твёрдом топливе. Такие котельные относятся к числу наиболее интенсивно воздействующих на окружающую среду: применение твёрдого топлива, по оценке специалистов, примерно в 2 – 5 раз экологически более вредно, чем природного газа.

Топливным ресурсом для котельных Красноярской железной дороги в основном служит бурый уголь различных месторождений Канско-Ачинского бассейна и незначительное количество каменного угля. Но, по словам начальника отдела охраны природы Красноярской железной дороги Людмилы Похабовой, эффективное сжигание канско-ачинских бурых углей представляется достаточно проблематичным в силу их физико-химических свойств, а именно высокой влажности, низкой механической прочности и склонности к самовозгоранию.

В 80-е годы, когда начался массовый перевод котельных с каменного угля на бурый, на многих железнодорожных станциях дороги стали возникать серьёзные перебои в теплоснабжении. «Посаженные» на новое топливо котлы не желали развивать проектную теплопроизводительность. Мало того, мелкие фракции угля проваливались через колосниковые решётки и горели в зольниках котлов, что приводило к задымлению помещения и становилось источником массированных выбросов в атмосферу, а также образования значительного количества отходов.

Но, с другой стороны, отказаться от использования именно этого твёрдого топлива, переводя котельные на более высококачественные, а значит, менее токсичные его виды, будет крайне неэффективно. В Красноярском крае имеются огромные запасы угля, добываемого открытым способом, и на альтернативные источники надеяться пока не приходится. К тому же стоимость теплоты, полученной при сжигании твёрдого топлива, в два раза меньше, чем с использованием природного газа, и в четыре – чем при работе котельных на топочном мазуте.

Повысить эффективность использования канско-ачинских бурых углей позволило внедрение в котельных Красноярской железной дороги более совершенных методов сжигания.

– Технология сжигания твёрдого топлива в кипящем и полукипящем слое требует дооснащения котлов специальным оборудованием, но это оправданные инвестиции, – уверена Людмила Похабова. – Через беспровальную воздухораспределительную решётку, активная площадь которой на 30 – 50% меньше, чем при традиционном способе сжигания, подаётся воздух. Крупные куски угля образуют свод и препятствуют уносу мелких частиц из горящего слоя топлива. С другой стороны, меньшие по размеру фракции, активно двигаясь в промежутках между крупными, счищают с них шлаковую корку и усиливают их горение. В конечном итоге это создаёт условия для сжигания до 95 – 98% топлива. При этом из-за разной скорости горения мелких и крупных частиц окислы азота восстанавливаются до молекулярного азота, что снижает их содержание в выбросах в атмосферу.

Сжигание бурого угля с использованием технологии «кипящего слоя» исключает также потери топлива из-за его провала сквозь решётку, снижает выход золы и шлака из-за более полного выгорания топлива. Это особенно актуально в настоящий момент, так как в последнее время при одновременном росте стоимости снижается качество угля. Только за последние десять лет средняя зольность твёрдого топлива, сжигаемого в котельных, увеличилась с 12 до 20%.

Сегодня на Красноярской железной дороге на такую схему сжигания переведён 41 котел на 14 котельных с водогрейными котлами, а также шесть паровых котлов. В последнем случае это наряду с увеличением мощности и коэффициента полезного действия позволило повысить надёжность работы топки за счёт исключения движущихся частей, работающих в зоне высоких температур. Кроме того, существенно сократились расходы на электроэнергию, утилизацию образующихся в результате работы котельной отходов, уменьшились затраты на саму закупку твёрдого топлива.

Но самое главное – внедрение новой технологии позволило снизить выбросы в атмосферный воздух более чем на 27 тонн в год, а следовательно сократить размеры экологических платежей.


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31