03 декабря 2021 12:24

Чисто и прозрачно

ОАО «РЖД» представило первый публичный экологический отчёт

ОАО «РЖД» представило первый публичный экологический отчёт. Достоинства и недостатки открытого экологического отчёта компании, а также его целесообразность и направления дальнейшего развития обсуждались во время «круглого стола», организованного газетой «Гудок».
ОАО «РЖД» представило первый публичный экологический отчёт

Достоинства и недостатки открытого экологического отчёта компании, а также его целесообразность и направления дальнейшего развития обсуждались во время «круглого стола», организованного газетой «Гудок».

В мероприятии приняли участие руководители природоохранных подразделений ОАО «РЖД», представители государственных контролирующих органов, общественных экологических организаций, транспортных предприятий, независимые эксперты и учёные.
Новый экологический документ ОАО «РЖД» был подготовлен компанией «ЭкоПромСистемы» с учётом основных принципов международной ассоциации Глобальной инициативы по отчётности (GRI), которые в числе прочего включают открытость информации, её качество, достоверность и доступность.

По словам генерального директора ООО «ЭкоПромСистемы» Марины Алексеевой, основная цель данного отчёта – предоставить всем заинтересованным сторонам информацию об уровне воздействия предприятий железнодорожного транспорта на окружающую среду, а главное – мерах, принимаемых компанией для улучшения природоохранной деятельности и экологической ситуации в регионах своей деятельности.

Отчёт содержит четыре основных раздела, которые дают как общие сведения о компании, основных направлениях её природоохранной деятельности, воздействии структурных подразделений на окружающую среду, так и о взаимодействии ОАО «РЖД» с контролирующими органами.

Довольно подробно представлена информация о существующей системе экологического менеджмента, включающей такие элементы, как экологическая политика, планирование, распределение полномочий, ответственность, обучение, компетентность персонала, мониторинг и многое другое. В документе также приводятся оценка экономической эффективности деятельности филиалов ОАО «РЖД» в области охраны природы и соответствие проводимой ими работы требованиям природоохранного законодательства.

Сегодня специалистами департамента корпоративных коммуникаций и управления охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД» готовится буклет открытого экологического отчёта компании, который будет издан уже в ближайшее время.


Транспорт, который любит природу

На сегодняшний день железнодорожный транспорт России является своего рода связующим звеном между Европой и Азией и основой единой экономической системы, без которой невозможна стабильная деятельность промышленных предприятий в отдалённых уголках нашей страны. На долю ОАО «РЖД» приходится более 80% грузооборота транспортной системы страны без учёта трубопроводного транспорта и порядка 40% пассажирооборота.

Но при этом железные дороги неизменно на протяжении многих лет удерживают статус одного из самых экологичных видов транспорта.

Использование электротяги даёт экономический и экологический эффект
По словам заместителя начальника управления охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД» Валерия Першина, природоохранная деятельность является одной из важнейших для компании. Так, согласно «Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года» только за счёт реконструкции и технического перевооружения основного производства планируется снизить объёмы вредных выбросов более чем в три раза.

Для этого у компании есть все предпосылки, а именно: отлаженная система управления природоохранной деятельностью, серьёзная материально-техническая база, профессиональный коллектив и надёжное научно-методическое обеспечение. Но главное – есть желание наращивать темпы проведения и повышать качественный уровень работ, направленных на сохранение окружающей среды.

Это могут подтвердить и цифры, представленные в публичном экологическом отчёте ОАО «РЖД». Так, выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в прошлом году сократились на 28% по сравнению с 2002 годом. За тот же период более чем в два раза уменьшились объёмы сброса сточных вод. В последние три года наметилась также тенденция по снижению объёмов образования отходов на производственных объектах компании. Причём большая их часть – а именно 83% – относится к четвёртому классу малоопасных и пятому классу практически неопасных отходов.

– В первую очередь снижение техногенного воздействия на окружающую среду обеспечивается за счёт реализации отраслевых экологических программ и технического перевооружения, – сказал «Гудку» Валерий Першин. – В прошлом году текущие затраты на выполнение мероприятий по охране окружающей среды составили около 2,2 млрд руб., что почти на 48 млн руб. больше, чем в 2005 году. Среднесрочным инвестиционным проектом «Обеспечение экологической безопасности на 2008 – 2010 годы» также предусматриваются финансовые вложения в размере более 2,3 млрд руб. В рамках реализации данной программы планируются строительство и реконструкция очистных сооружений, внедрение установок природоохранного назначения, а также закупка необходимого оборудования.

Кроме того, как заметила Марина Алексеева, большая часть мероприятий общей инвестиционной программы ОАО «РЖД», направленных на техническое перевооружение компании, преследует экономический эффект, а в результате получает еще и экологический. Речь идёт о замене устаревшего подвижного состава, расширении полигона электрической тяги, использовании железобетонных шпал вместо пропитанных антисептиками деревянных, переводе пассажирских вагонов с отопления на угле на электроотопление и о многом другом.


Бизнес на отходах

Но вместе с положительными сторонами природоохранной деятельности ОАО «РЖД» в экологическом отчёте обозначено немало проблем. Одна из самых острых – обращение с отходами. В прошлом году в результате деятельности железнодорожного транспорта было образовано порядка 2,7 млн тонн отходов. Из общего объёма образовавшихся отходов использовано и обезврежено в структурных подразделениях филиалов около 823 тыс. тонн, ещё немногим более 1,8 млн тонн передано для этих целей сторонним предприятиям.

Оставшееся по большей части «представлено» нефтешламами, не годными к повторной укладке в путь деревянными шпалами и различными отходами, в том числе грунтами, загрязнёнными нефтепродуктами. В какой-то степени такой «остаток» является «головной болью» для железнодорожников. Особенно с учётом того, что с каждым годом проблема будет обостряться, и в первую очередь из-за нехватки на территории страны полигонов для захоронения.

Компания «РЖД» пытается решить данный вопрос, в том числе снижая – за счёт внедрения новых технологий – объёмы образующихся отходов, создавая предприятия по переработке некоторых их видов для повторного использования и организуя собственные полигоны захоронения, что в целом не входит в круг её обязанностей. Но пока изменить ситуацию кардинально не удаётся.

По мнению и. о. заместителя руководителя управления по железнодорожному транспорту Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека РФ (Роспотребнадзор) Юрия Решетникова, в числе прочего компании необходимо более активно развивать направление утилизации твёрдых бытовых отходов (ТБО).

– В ОАО «РЖД» до сих пор не существует единой целостной системы по сбору твёрдых бытовых отходов, их хранению и дальнейшей переработке, – отметил Юрий Решетников. – Особенно остро эта проблема стоит на Северо-Кавказской и Юго-Восточной железных дорогах. Мы знаем, что сегодня на Московской и Октябрьской магистралях довольно успешно функционируют комплексы по переработке твёрдых бытовых отходов от пассажирских поездов с использованием метода прессования. Но дальнейшее распространение на сети данной технологии происходит крайне медленными темпами, хотя с экономической точки зрения эти проекты весьма эффективны.

Необходимо отметить, что сегодня в ОАО «РЖД» разрабатывается проект концепции по комплексному подходу к управлению всеми видами отходов. Предполагается, что уже в следующем году новый документ обретёт законную силу, и это, по словам Валерия Першина, поможет компании намного эффективнее, в том числе с экономической точки зрения, решать проблему.


Закон суров, но это закон

Один из вопросов, который не единожды поднимался участниками «круглого стола», – несовершенство законодательства в области природоохранной деятельности. Как показывает практика, сегодня оно рассчитано на уровень малых и средних предприятий, в то время как для таких гигантов, каким является ОАО «РЖД», оно создаёт немало препятствий и скрывает массу «подводных камней». Как пример: на подготовку огромного пласта необходимых документов, требующихся для получения лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов, железнодорожным экологам потребовалось более трёх лет.

Начальник отдела нормативно-правового обеспечения и координации природоохранной документации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору РФ (Ростехнадзор) Ирина Лимонова отметила недостаточное освещение в экологическом отчёте результатов деятельности ОАО «РЖД» по разработке и соблюдению корпоративных природоохранных требований.

Безусловно, данные требования чаще всего имеют специфический характер. Но в то же время ряд из них – в частности, к процессу застройки надпутевого пространства – могли быть использованы и в других областях.

Кроме того, по мнению Ирины Лимоновой, размещённая в публичных отчетах доступная информация о разработанных и успешно применяемых внутри компании требованиях может оказаться полезна при разработке проектов технических регламентов – федеральных законов, содержащих обязательные к применению всеми хозяйствующими субъектами требования, в том числе природоохранные.


Стимул для экологов

В рамках «круглого стола» не раз подчеркивалось, что ОАО «РЖД» является экологически ориентированной компанией, которая намерена и дальше развиваться в направлении снижения негативного воздействия на окружающую среду. Уже на следующий год в рамках инвестиционного проекта «Обеспечение экологической безопасности» планируется израсходовать 725,6 млн руб. капитальных вложений. В планах железнодорожных экологов – строительство, реконструкция и ввод в эксплуатацию 14 природоохранных объектов. Предполагается также внедрить 68 установок по очистке выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, доочистке сточных вод и обезвреживанию отходов.

В то же время, по данным публичного отчета компании, экологические платежи, начисленные ОАО «РЖД» за загрязнение окружающей среды, превысили в прошлом году 215 млн руб., что на 5,6 млн руб. больше, чем в 2005 году. В числе причин, вызвавших такой рост, – ужесточение требований со стороны природоохранных органов и увеличение базовых нормативов платы. Понятно, что такого рода платежи являются некой мотивацией для проведения целенаправленных мероприятий по охране окружающей среды. Но, с другой стороны, сегодня в государстве совершенно отсутствует экономическое стимулирование природоохранной деятельности компаний.

Всего несколько лет назад этот вопрос не стоял так остро. Наиболее экологически ответственным предприятиям выплачивались компенсации из экологического фонда за затраты на строительство и реконструкцию природоохранных объектов. Это являлось хорошим стимулом для продолжения деятельности по охране природы. Теперь же компаниям приходится рассчитывать исключительно на собственные средства.

– Во всех развитых зарубежных странах существуют системы стимулирования предприятий, которые серьёзно инвестируют в природоохранную деятельность, – рассказал Валерий Першин. – Это может выражаться компенсационными выплатами, снижением экологических платежей, налоговыми послаблениями и другими способами. В нашей стране этого нет. Для ОАО «РЖД», являющегося компанией, на 100% принадлежащей государству, такое положение дел особенно досадно. Мы постоянно ведём переговоры с контролирующими, регулирующими и законодательными органами по этому вопросу, но пока безрезультатно.

С позицией железнодорожников полностью солидарны и автотранспортные перевозчики. По словам ведущего специалиста Ассоциации международных автомобильных перевозчиков РФ (АСМАП) Виктора Доманова, Россия имеет огромный потенциал для роста автомобильного парка и количество подвижного состава с каждым годом будет только увеличиваться. От его качества во многом зависит уровень воздействия на окружающую среду.

– Европейские производители автотранспортных средств сегодня придерживаются экологического стандарта «Евро-4», на подходе «Евро-5», тогда как в нашей стране только в следующем году планируется ввести нормы соответствия «Евро-3», – рассказал Виктор Доманов. – Российским перевозчикам менее выгодно осуществлять перевозки в страны Европы на транспортных средствах экологического класса «Евро-3», не говоря уже о «Евро-2» и ниже. Такие транспортные средства потребляют больше топлива, с их эксплуатацией сопряжены дополнительные затраты при уплате дорожных сборов, в частности экологическая надбавка и многое другое. Предприятия – члены АСМАП вынуждены покупать подвижной состав более высокого экологического класса, который, кстати, не производится в России. В то же время процесс обновления парка в сложившихся условиях импорта и последующей эксплуатации высокотехнологичного подвижного состава сопряжён с большими затратами. С нашей точки зрения, государство должно взять на себя определённые регулирующие функции по предоставлению налоговых, таможенных и иных льгот компаниям, действительно придерживающимся курса на повышение экологической безопасности, и, наоборот, посредством экономических механизмов наказывать тех, кто продолжает интенсивно загрязнять окружающую среду. Такая практика уже давно сложилась в Европе.

Необходимость введения рычагов стимулирования экологической деятельности не отрицают и представители государственных органов, но до реализации такого проекта пока, к сожалению, не доходят руки.

Наталья Алексеева






Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31