28 октября 2021 07:44

Кассы отучат спекулировать

ОАО «РЖД» разработает систему, исключающую махинации с билетами

Функция возврата билетов на терминальном оборудовании большинства коммерческих организаций была отключена 29 октября нынешнего года. Как объясняют специалисты компании, это решение вызвано массовыми нарушениями правил возврата проездных документов.
ОАО «РЖД» разработает систему, исключающую махинации с билетами

Компания обещает со временем избавить пассажиров и от билетных спекулянтов, и от проблем с возвратом билетов
Отключение операции возврата на коммерческих железнодорожных терминалах позволило ОАО «РЖД» свести к минимуму злоупотребления при распространении билетов в предновогодние дни. Однако эта мера негативно сказывается на законопослушных агентских компаниях и клиентах. Как стало известно «Гудку», окончательно проблема билетных «махинаций» будет решена уже в январе 2008 года.

Функция возврата билетов на терминальном оборудовании большинства коммерческих организаций была отключена 29 октября нынешнего года. Как объясняют специалисты компании, это решение вызвано массовыми нарушениями правил возврата проездных документов. По словам вице-президента ОАО «РЖД» Михаила Акулова, «в коммерческих кассах, работающих и на продажу билетов, и на их приём, легко было реализовать механизм злоупотребления, с чем ОАО «РЖД» постоянно сталкивается».

Многие компании, занимающиеся реализацией железнодорожных билетов среди корпоративных клиентов, научились ловко играть на ажиотажном спросе. В период пиковых пассажирских перевозок они заранее бронировали места в поездах на наиболее востребованных направлениях, оформляя билеты на вымышленных лиц. А по мере поступления заказов они возвращали эти места в систему «Экспресс-3» и тут же выкупали обратно, оформляя их уже на реальных пассажиров, готовых переплачивать за поездку. При этом другие пассажиры лишались возможности приобрести билеты.

«Дошло до того, что к руководству ОАО «РЖД» обратилось посольство Таджикистана с просьбой вмешаться в ситуацию, когда образовался колоссальный дефицит мест на Душанбе, а стоимость билета на теневом рынке достигла астрономических значений, – сообщил «Гудку» заместитель начальника управления агентской сети Федеральной пассажирской дирекции ОАО «РЖД» (ФПД) Юрий Анисимов. – Спекуляции со стороны недобросовестных партнёров приобрели массовый характер, поэтому мы были вынуждены ввести ограничения на возврат билетов в коммерческих пунктах продажи».

Сегодня пассажир, который по каким-то причинам вынужден отменить поездку, может сдать свой билет и получить назад деньги зачастую только в кассах железнодорожного вокзала.

Правда, операция возврата отключена не на всех коммерческих терминалах. Так, в регионе обслуживания Северной железной дороги коммерческие кассы сейчас не оформляют возврат только в крупных областных центрах – Ярославле, Вологде, Череповце, Архангельске и Сыктывкаре.

«Например, в Ухте на единственную вокзальную кассу приходится пять коммерческих, поэтому для удобства пассажиров функция возврата билетов там сохранена, – сообщила «Гудку» начальник сектора организации продаж Северной региональной дирекции по обслуживанию пассажиров Галина Крупина. – Не отключали возврат и в тех населённых пунктах, где коммерческим кассам нет альтернативы».

И всё же многим клиентам, давно пользовавшимся услугами определённых касс, отказ от поездки приносит значительные неудобства. Количество возвратов, сделанных на вокзалах той же Северной дороги, в последнее время заметно выросло. Пассажир, купивший билет, к примеру, в одном из «спальных» районов Ярославля и передумавший ехать, вынужден добираться до вокзала через весь город, чтобы оформить возврат и получить назад деньги. Пациентам Архангельской областной больницы, которым продлили лечение, тоже неудобно выезжать на вокзал для сдачи билета, в то время как на территории больницы действует коммерческая касса.

Невозможность выполнить законное требование пассажира вредит и имиджу компаний, продающих билеты. Об этом свидетельствуют многочисленные жалобы в адрес ФПД, поступающие в последнее время.

«Возникает много нареканий со стороны постоянных клиентов, которым мы вынуждены отказать в возврате билета, – рассказал «Гудку» генеральный директор ООО «Магистраль» (Москва) Виктор Сафронов. – Свежий пример: строительная фирма, с которой у нас договор на сервисное обслуживание, заказала билеты до Новороссийска и обратно на сумму 14 тыс. руб. На другой день звонит секретарь – у шефа с сердцем плохо, ехать не может. Мы отвечаем: «Сдавайте билет на вокзале, причём директор должен приехать лично либо послать доверенное лицо». Живёт он в Домодедове, за 45 км от Москвы. Директор на вокзал не поехал и нотариуса для составления доверенности вызывать не стал. Зато нам сказал всё, что о нас думает».

По словам Виктора Сафронова, работники коммерческих терминалов постоянно информируют своих клиентов о новых правилах возврата билетов, однако подобные скандалы продолжают возникать. Нередко они заканчиваются заявлением клиента о том, что больше с этой организацией он работать не будет.

«Запрет оформлять возврат на коммерческих терминалах не решает проблему дефицита билетов, а, наоборот, усугубляет её, – считает руководитель департамента корпоративных мероприятий московской туристической компании ООО «СТБ ТУРС» Татьяна Демидович. – Никто из наших крупных корпоративных клиентов сейчас не сдаёт билеты на вокзале в случае отмены командировки. Просто потому, что час рабочего времени менеджера серьёзной компании стоит дороже, чем сам билет.

В результате вагон везёт купленное, но никем не занятое место. И таких пустых мест в поездах немало, ведь только один наш терминал за месяц оформлял раньше более 100 возвратов. А пассажиры, желающие приобрести реально пустующие места, не могут этого сделать».

По мнению Татьяны Демидович, ОАО «РЖД» могло бы вернуть функцию возврата билетов на коммерческие терминалы. И затем контролировать количество возвратов на каждом терминале во избежание злоупотреблений и развития криминального бизнеса. «Радикальный же выход из ситуации, – подчёркивает она, – пустить больше поездов на дефицитных направлениях, чтобы сама возможность различных спекуляций на дефиците была исключена».

Федеральная пассажирская дирекция, осознавая наличие этой проблемы, в первом квартале 2008 года совместно с ВНИИЖТом намерена подготовить для системы продажи билетов «Экспресс-3» специальное программное обеспечение, которое позволит исключить использование операции возврата для моментальной перекупки билетов.

«Возвращаемые в систему места будут помещаться в особый электронный банк хранения, – сообщил Юрий Анисимов, – из которого их уже нельзя будет тут же выловить и переоформить на другое лицо».

Как сообщили «Гудку» в ФПД, право на выполнение операций возврата билетов для частных агентств компания планирует вернуть уже в январе. Но, как уточнил Михаил Акулов, «ситуацию мы будем отслеживать, и если снова появятся злоупотребления, будем отключать недобросовестных агентов от системы».

Николай Порецкий
Елена Мирошникова


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31