28 октября 2021 09:24

Тяжело, но надо

Без перехода на использование поездов увеличенной массы магистраль не справится с растущим объёмом грузоперевозок

Без перехода на использование поездов увеличенной массы магистраль не справится с растущим объёмом грузоперевозок. Пуск поездов весом 9 тыс. тонн на широком полигоне Западно-Сибирской железной дороги позволит освоить весь ожидаемый рост грузопотока.
Без перехода на использование поездов увеличенной массы магистраль не справится с растущим объёмом грузоперевозок

Всё возрастающий грузопоток вынуждает магистраль переходить на использование длинносоставных поездов-тяжеловесов
Пуск поездов весом 9 тыс. тонн на широком полигоне Западно-Сибирской железной дороги позволит освоить весь ожидаемый рост грузопотока.

По словам начальника ЗСЖД Александра Целько, динамичное развитие промышленности в регионе Кузбасса даёт основание прогнозировать увеличение грузового поездопотока на 20% к 2010 году. При этом специалисты утверждают, что транссибирский и среднесибирский ходы дороги уже сейчас работают на пределе своих возможностей.

А увеличение объёмов перевозок грузов на этих направлениях приведёт к дефициту пропускной способности отдельных участков сети. Развитие тяжеловесного движения, по мнению начальника магистрали, способно этот дефицит компенсировать.

Сегодня уже проведена работа по усилению пути и удлинению приёмо-отправочных путей на 20 станциях среднесибирского хода, благодаря которой уже в ближайшем будущем станет возможной специализация направлений дороги: транссибирского – для пропуска пассажирских и контейнерных поездов, среднесибирского – для пропуска 100-вагонных составов из порожних полувагонов в Кузбасс и поездов повышенного веса и длины с углем и продукцией промышленных предприятий из Кузбасса.

А к 2010 году планируется завершить работы по удлинению до 1050 м приёмо-отправочных путей станций магистрали, расположенных на маршрутах движения грузов в порты и к пограничным переходам, таким как Кузбасс – Северо-Запад, Кузбасс – Дальний Восток, Кузбасс – Азово-Черноморский регион. Капитальные вложения в развитие этих коридоров, позволяющее организовать беспрепятственный пропуск поездов-тяжеловесов по самым востребованным направлениям, только за последние два года составили около 72 млрд руб.

Заместитель начальника службы перевозок ЗСЖД Игорь Шарлай уверен, что экономический эффект от использования тяжеловесных поездов в условиях дефицита пропускной способности огромен.

Только при формировании десяти поездов весом 9 тыс. тонн при существующих объёмах перевозки высвободятся нитки графика для пуска до пяти поездов в сутки, увеличится оборот грузовых вагонов.

«К тому же использование тяжеловесных составов высвободит 14 локомотивных бригад, а общий объём работы машинистов дороги сократится на 56,2 тыс. часов в год при том же количестве перевезённых грузов. Таким образом общий годовой экономический эффект от использования тяжеловесов только для ЗСЖД превысит 100 млн руб.», – отметил Игорь Шарлай.

Причём значительная экономия на эксплуатационных расходах ожидается не только на ЗСЖД. Замначальника департамента управления перевозками ОАО «РЖД» Анатолий Кужель отмечает, что в целом на сети дорог России для вождения грузовых поездов весом более 6 тыс. тонн уже подготовлено свыше 28 тыс. км пути, а к 2010 году планируется увеличить полигон для тяжеловесов до 35 тыс. км.

«Для достижения этой цели тратятся немалые средства. В 2007 году только на удлинение приёмо-отправочных путей сортировочных станций основных направлений было выделено более 7 млрд руб., в 2008 году на техническое перевооружение путей для тяжеловесов потребуется ещё 7 млрд руб.», – говорит он, добавляя, что для пуска тяжеловесов одного лишь удлинения путей недостаточно.

Так, использование поездов повышенной массы потребует и более эффективного использования локомотивов, ведь вождение поездов весом свыше 8 тыс. тонн требует большего расхода энергии, чем вождение стандартных поездов. В частности, анализ профиля пути на направлениях Кузбасс – Северо-Запад и Кузбасс – Центр показал, что для вождения здесь поездов весом 9 тыс. тонн наиболее рационально было бы использовать трёхсекционные электровозы. Причём в зависимости от вида тока потребность в электровозах ВЛ11 и ВЛ80с составит до 150 единиц.

Помимо этого необходимо разработать и внедрить усиленные автосцепные устройства для подвижного состава, так как существующие приспособления могут не справиться с задачей из-за значительного по сравнению со стандартными составами увеличения продольно-динамических сил в длинных составах.

В целом затраты на увеличение полигона для поездов весом более 6 тыс. тонн превысят в ближайшие два года 50 млрд руб. Только для гарантированного пропуска поездов длиной 100 условных вагонов потребуется модернизация более 200 станций сети, работы на каждой из которых обойдутся в среднем в 300 млн руб. Проведённые же за последние годы работы, в том числе и усиление устройств электроснабжения, дают уже сегодня возможность пропускать поезда весом до 9 тыс. тонн на стыковых участках Западно-Сибирской и Свердловской магистралей Алтайская – Иртышское – Входная – Исилькуль – Свердловск и Инская – Барабинск – Московка – Называевская – Свердловск.

После же окончания подготовки к пропуску тяжеловесов инфраструктуры ключевых направлений Свердловской, Южно-Уральской и Горьковской дорог станет возможным беспрепятственное движение шести-, девятитысячников по всему полигону Транссиба.

Валерий Филоненко,
соб. корр. «Гудка»
Омск

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31