19 октября 2021 18:40

В поисках сервиса

Владельцы частных рефсекций в его отсутствии винят монополию

Дмитрий Ермоленко, коммерческий директор компании «Агентство Рефперевозки»: «Ситуация близка к катастрофической. Основные проблемы создаёт монополизация ремонта изотермического подвижного состава структурами «Рефсервиса»  – «дочкой» и филиалом РЖД»
Владельцы частных рефсекций в его отсутствии винят монополию

Дмитрий Ермоленко, коммерческий директор компании «Агентство Рефперевозки»
– Дмитрий Валентинович, как вы оцениваете ситуацию с ремонтом приватного подвижного состава для перевозки скоропортящейся продукции?
– Ситуация близка к катастрофической. Основные проблемы создаёт монополизация этого вида деятельности структурами «Рефсервиса» – «дочкой» и филиалом РЖД. Производственные мощности специализированной ремонтной базы РЖД на протяжении нескольких лет сокращались, депо переводились в разряд эксплуатационных участков, а с выделением «Рефсервиса» в дочернюю структуру этот процесс продолжился. Раньше работали на полную мощность депо Предпортовая, Подмосковная. В настоящее время базовыми депо остаются Тихорецкая, Лиски и Троицк. Депо Подмосковная ряд ремонтных работ уже не выполняет, не исключаю, что его также скоро переведут в разряд эксплуатационного участка. Загрузка рефдепо возрастает, и можно говорить о том, что рабочих производственных мощностей недостаточно. Исключение составляет рефдепо Уссурийск. Но с ним ситуация иная. «Рефсервис» и так держит очень высокую ставку на деповской и капитальный ремонты, а в Уссурийске она ещё выше. Соответственно, здесь теряется экономическая целесообразность ремонта, так как при небольших объёмах ремонтных работ велика затратная часть предприятия с учётом региональных коэффициентов на оплату труда и большой социальной нагрузки.

– Есть ли альтернатива ремонтным мощностям «Рефсервиса»?
– Говорить о возможности ремонтов изотермического подвижного состава в других депо сети РЖД не приходится, поскольку действует изданное в компании указание о необходимости их проведения исключительно в специализированных депо. Эта ситуация непонятна, поскольку договоры с собственниками заключаются в основной массе на ремонт ходовых частей и автосцепных устройств. Электрическое и холодильное оборудование частники ремонтируют своими силами, поскольку декларируемая стоимость данных работ «Рефсервисом» высока, а к тому же не хватает запасных частей.
Альтернативой являются рефдепо сопредельных государств: Украины, Белоруссии, Эстонии и Узбекистана, где расценки на ремонт значительно ниже, а все нормы приёмки вагонов после ремонта соответствуют принятым межгосударственным соглашениям. Разброс цен по разным работам различен. В частности, стоимость ремонта ходовых частей наиболее оптимальна в Белоруссии, примерно на 40% дешевле, чем у «Рефсервиса». Но это тоже не выход из положения, поскольку и в названных странах мощности не безграничны, а требуемый объём ремонта, обусловленный старением парка, достаточно высок.
К слову, по нашей информации, и сам «Рефсервис» пытается разместить заявку на ремонт порядка 1 тыс. своих вагонов в белорусских депо.
В итоге получается, что половина частного подвижного состава, требующего ремонта, находится вне эксплуатации, а вторая половина ремонтируется за пределами РФ. И лишь сравнительно небольшая часть – порядка 1 тыс. частных вагонов из 6 тыс., обращающихся на сети, – попадает в план ремонта приватных вагонов «Рефсервисом».

Для автосцепки спецдепо не требуется
– Каковы пути выхода из сложившейся ситуации?
– На мой взгляд, выход может быть следующим. Многие депо, которые имеют дело с ремонтом тележек пассажирского типа, готовы взяться за ремонт ходовой части рефвагонов, поскольку для них это дополнительный заработок. Но для этого необходима санкция со стороны РЖД. Наши обращения в компанию о пересмотре существующего положения пока не нашли поддержки.
Второй вариант – выделение одного из действующих специализированных депо в самостоятельное самоокупаемое предприятие, не зависящее от «Рефсервиса».

– Возможно ли приобретение депо при консолидации сил несколькими частными операторами, в том числе, например, за рубежом?
– Вполне возможно. Но в опубликованном списке готовящихся к продаже ремонтных мощностей, который утвердило «РЖД», специализированные рефдепо не значатся. Создание нового депо с нуля дело слишком затратное и рискованное, поскольку нет гарантий, что оно получит лицензию на осуществление соответствующих видов деятельности. А без гарантий инвесторы не станут вкладываться в подобный проект.
Если рассматривать предложение Узбекистана по продаже пакета акций предприятия «Доррефтранс», имеющего в своей структуре вполне работоспособное рефдепо, то проблема в том, что под продажу попадает неконтрольный пакет и управление будет осуществлять государственная железнодорожная администрация. А если речь не идёт о контрольном пакете, экономический риск также слишком велик. Звучало предложение о продаже депо Валга в Эстонии, но, по нашей информации, там ещё не решён вопрос с его владельцем.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31