27 октября 2021 07:04

Депо на всех не хватает

Собственники изотермических вагонов размещают заказы за рубежом

Собственники изотермических вагонов размещают заказы за рубежом. Опрошенные «Гудком» участники рынка отмечают, что отремонтировать приватный изотермический подвижной состав довольно сложно из-за нехватки мощностей отечественных ремонтных предприятий.
Собственники изотермических вагонов размещают заказы за рубежом

С рефсекциями в стране большие проблемы
Опрошенные «Гудком» участники рынка отмечают, что отремонтировать приватный изотермический подвижной состав довольно сложно из-за нехватки мощностей отечественных ремонтных предприятий. Частные компании и «дочка» РЖД ОАО «Рефсервис» рассчитывают на мощности специализированных депо постсоветского пространства.


Обычный дефицит

По словам коммерческого директора компании «Агентство Рефперевозки» Дмитрия Ермоленко, до половины приватного парка выпадает из эксплуатации, простаивая в очередях на ремонт. (См. интервью с господином Ермоленко на этой полосе.)

«Мощностей в России не хватает, и вагоны простаивают в ожидании деповского и капитального ремонта. У нас сейчас подошёл срок ремонта у группы порядка 70 ИВ-Термосов. Отремонтировать их все на одном предприятии не удаётся, приходится искать варианты», – рассказал «Гудку» генеральный директор «Транспортной охранно-экспедиторской компании» (ТОЭК) Владимир Спиридонов (компания оперирует более 300 ИВ-Термосами). «Кроме того, наблюдается разница в цене на уровне 40 тыс. рублей за вагон при ремонте в депо, оставшихся в РЖД, и депо, переданных в ОАО «Рефсервис». В поисках ремонта мы обзвонили все вагоноремонтные заводы, но у большинства из них нет лицензии на проведение таких работ и соответствующей оснастки. У тех же, кто имеет необходимые документы и оборудование, вагон месяц может ждать ремонта. Если гнать вагоны на ремонт, например, в Белоруссию, где может быть подешевле сам ремонт, то добавляются провозные и таможенные платежи за временный вывоз. В сумме может получиться столько же, сколько ремонт стоит в России», – добавил он, уточнив, что такая ситуация больше влияет на крупных собственников. «Мелкую партию до 10 вагонов еще можно попробовать «пропихнуть» вне плана и отремонтировать за несколько дней», – отметил господин Спиридонов.

Генеральный директор ОАО «Рефсервис» Николай Аверков пояснил «Гудку», что компания ремонтирует и свой, и приватный парк по единой калькуляции с той лишь разницей, что в ремонт вагонов частников закладывается норма рентабельности. «Для нас ремонт – это не бизнес, а производственная необходимость для поддержания парка в рабочем состоянии. И содержать депо нам в большой степени приходится путем перекрёстного финансирования за счёт доходов, получаемых от перевозок», – уточнил он.

Разница же в стоимости ремонта в различных депо зависит не от их принадлежности «дочке» или филиалу РЖД, а только от региональных коэффициентов. «В том же Уссурийске оплата труда рабочих и стоимость электроэнергии куда выше, чем в европейской части России. Отсюда и относительно высокие расценки на услуги депо. А в целом рост стоимости ремонтных услуг обусловлен инфляционными процессами. По меньшей мере странно ожидать фиксированной стоимости работ при постоянном росте цен на продукцию металлургии, топливо, электроэнергию», – отметил гендиректор «Рефсервиса».


Нет плана – нет ремонта

Главный инженер ОАО «Рефсервис» Олег Савельев рассказал «Гудку», что от собственников вагонов не удаётся добиться своевременного предоставления конкретных, подтверждённых предоплатой планов на ремонт их парка. Они приходят с просьбами отремонтировать вагоны в тот момент, когда потребность в ремонте возникла, и в то депо, в котором ремонт относительно дешевле.

При этом и ОАО «Рефсервис» не отказывается от возможности сэкономить на ремонте. «Мы рассматриваем вероятность отправки наших вагонов на ремонт, в частности в депо Молодечно (Белоруссия), и в настоящее время анализируем качество ремонта на этом предприятии. По нашим данным, это депо способно ремонтировать порядка 120 вагонов в месяц», – уточнил Николай Аверков.

Всего, по данным ОАО «Рефсервис», в 2007 году отремонтировано более 3,2 тыс. вагонов парка компании и «Рефсервиса» – филиала РЖД и 1,2 тыс. приватных вагонов.


Купить не проще

Одним из путей решения ремонтной проблемы, по мнению участников рынка, могло бы стать приобретение собственного депо, в том числе и за рубежом. «Гудок» уже рассказывал о намерении Узбекистана продать неконтрольный пакет акций унитарного предприятия «Доррефтранс», имеющего в своей структуре рефдепо.

«К покупке активов в других странах я отношусь крайне осторожно. За законами других государств не уследишь, и может оказаться, что приобретенные акции окажутся в итоге просто бумагой. О самостоятельном или в союзе с другими участниками рынка (в зависимости от параметров предложения) приобретении пакета акций российских вагоноремонтных предприятий, чтобы иметь голос в их управлении, я бы подумал. Но РЖД пока не выставляет такие активы на продажу», – отметил Владимир Спиридонов. А по словам Дмитрия Ермоленко, игроков может заинтересовать только контрольный пакет акций подобных предприятий.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31