24 октября 2021 06:05

Дорожный ландшафт

Главные маршруты Эллады в ЕС

Родина демократии демонстрирует рекордный железнодорожный плюрализм. Система рельсового транспорта Греции старше управляющей госкомпании OSE: первая железнодорожная колея из Афин в ближайший порт Пирей начала функционировать в 1869 году.
Главные маршруты Эллады в ЕС

В Греции всё есть, кроме современных железных дорог
Родина демократии демонстрирует рекордный железнодорожный плюрализм.

Система рельсового транспорта Греции старше управляющей госкомпании OSE: первая железнодорожная колея из Афин в ближайший порт Пирей начала функционировать в 1869 году.

Сегодня железнодорожная сеть страны составляет немногим более 2570 км. Главные маршруты лучами расходятся из столицы. Электрификация началась лишь в 1999 году, на электротягу переведено около трети линий. Львиная часть сети – одноколейки. Cтандартная для Европы колея 1435 м занимает лишь 60% сети, остальное – пути шириной 1 м, 0,75 м и даже 0,6 м.

Практически у каждого греческого железнодорожного маршрута фирменный, неповторимый подвижной состав. На службе OSE одних только локомотивов 12 видов, 13 марок составов. В летний сезон на туристические маршруты выходят дополнительно 5 «исторических» поездов во главе с ветераном греческой железнодорожной сети – крохотным паровозиком сборки 1891 года. Он толкает такой же древний вагончик по 20-километровому горному серпантину на Пелопоннесе.

В третьем тысячелетии железнодорожная сеть Эллады после долгих лет прозябания и застоя обрела новые силы – во многом благодаря удачно сложившимся внешним факторам. В логистике объединённой Европы акцент был перенесён на развитие экологически чистого и топливосберегающего рельсового транспорт. Вступление в ЕС соседних с Грецией бывших соцстран поставило на повестку дня вопрос о новых транспортных коридорах на юго-востоке Европы. Серьёзным аргументом стала и афинская Олимпиада 2004 года. В итоге в планы ЕС попали сразу несколько крупных греческих железнодорожных проектов, OSE получила более 5 млрд евро инвестиций.

В политике, проводимой государственной железнодорожной компанией Греции, можно выделить несколько стратегических направлений. Во-первых, железнодорожники (и в целом министерство транспорта страны) всеми силами стараются включиться в европейские транзитные схемы, несмотря на то, что по географическому положению Греция скорее является «крайней» в Европе. В 2008 году ожидается полное завершение работ на железнодорожном «восточном коридоре» страны: Патры (на Пелопоннесе) – Афины – Салоники – Промашон (граница с Болгарией). Пока это единственный рельсовый путь Греции в Европу.

За прошедшее пятилетие почти полностью «расшита» на двухпутную трасса Афины – Салоники с продолжением в Александропулус, построены спрямляющие туннели у Темпи и Платамоны. Вдоль этой трассы и в прилегающих регионах проживает 75% населения страны, производится 80% национального продукта, который требует транспортировки.

По греческим и общеевропейским схемам Салоники должны превратиться в ключевой региональный железнодорожный центр стыковок международных маршрутов. Не случайно именно в Салоники (а не в Афины) в летний сезон 2007 года ходил прямой поезд из Москвы.

В 2012 – 2014 годах ожидается строительство второго, западного железнодорожного коридора Козани – Каламбака (из этого городка можно пешком добраться до всемирно знаменитых, но труднодоступных православных монастырей Метеоры) – Янина – Игуменица. Проект, именуемый «железнодорожная Egnatia» (по аналогии с одноименным международным автобаном), уже включен ЕС в план трансъевропейской транспортной сети.

В плане региональных перевозок OSE делает ставку на развитие скоростного транспорта в густонаселённых регионах – Аттике (побережье возле Афин) и пригороде Салоников. Знаковым событием для страны стал запуск в 2004 году трассы скоростных рельсовых автобусов от главных воздушных ворот страны аэропорта Элефтериос Венизелос вдоль побережья Аттики на Пелопоннес. Каждый год на линии добавляются новые станции. К 2010 году проект разрастётся еще на 281 км, появится новый «луч» на север от столицы. По оценкам, сеть Proastiakos (в переводе – «пригород») будет обслуживать 420 тыс. пассажиров ежедневно.

Насущной и болезненной для греческих железнодорожников проблемой является назревшая необходимость срочно реконструировать и модернизировать старые региональные сети в бедных районах страны, которые не входят в европейский транзит, но являются социально необходимыми.

В последние десять лет OSE старается активно обновлять подвижной состав, причём взят курс на поэтапный переход к стандартизации. Нынешнее многообразие используемых моделей локомотивов, вагонов и мотопоездов усложняет и делает более дорогим их техническое обслуживание.

С сентября 2006 года случилось 15 аварий поездов, принадлежащих OSE. Движение поездов в Греции на большинстве участков по-прежнему регулируется по радио или мобильным телефонам, безопасность во многом зависит от человеческого фактора. Крупное ЧП произошло летом, когда в пригороде Афин электричка столкнулась с грузовым поездом, травмы получили 53 человека. Что характерно: данный оживлённый перегон планировалось оснастить системой дистанционного управления движением ещё в 2004 году, но работы до сих пор не завершены. Многие хорошие проекты срываются и затягиваются из-за хронических финансовых проблем и, как следствие, дефицита кадров. Железнодорожная система страны уже много лет приносит казне одни убытки. В 2006 году потери OSE составили рекордную сумму 684 млн евро. Правда, следует учесть, что за европейские инвестиции приходится ежегодно отдавать по долгам до 500 млн евро. Сейчас ведутся переговоры о более щадящем порядке расплаты за кредиты.

В поисках повышения эффективности управления в OSE прошло несколько структурных реорганизаций. С 2004 года четыре раза сменялось руководство. Сегодня головная структура OSE отвечает за общую железнодорожную политику, а шесть дочерних компаний – за конкретные сферы. В частности, TrainOSE эксплуатирует пассажирские и грузовые поезда, Edisy – национальный администратор инфраструктуры, ErgOSE занимается инвестиционными проектами в рамках соглашений между Грецией и ЕС.

Елена Пеструхина


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31