06 августа 2021 04:22

На смену кораблям

Оказавшиеся не у дел суда отдают свои грузы поездам

Дополнительный объём груза придёт на магистраль в результате запрета на транспортировку серы большинством российских судов. Введение запретительных мер участники рынка ожидают после того, как в ноябре этого года в Керченском проливе затонули три сухогруза с серой на борту.
Оказавшиеся не у дел суда отдают свои грузы поездам

Игроки рынка серы переориентируются на транспортировку значительной части своей продукции железнодорожным транспортом
Магистраль рассчитывает увеличить годовой объём грузоперевозок более чем на 1 млн тонн за счёт транспортировки серы.


Суда уходят с рынка

Дополнительный объём груза придёт на магистраль в результате запрета на транспортировку серы большинством российских судов. Введение запретительных мер участники рынка ожидают после того, как в ноябре этого года в Керченском проливе затонули три сухогруза с серой на борту.

«После кораблекрушений были ужесточены требования к техническому состоянию судов. Теперь, по предварительным данным, половине судов типа река–море, работающих в российских территориальных водах, запретят перевозить это вещество. Поэтому все надежды мы возлагаем на железную дорогу», – говорит Андрей Мельниченко, заместитель генерального директора ООО «Астраханьгазпром» – крупнейшей компании на рынке производства серы.

В результате в 2008 году ООО «Астраханьгазпром» по воде планирует отгрузить вдвое меньше – 1 млн тонн сырья, а по железной дороге отправить более 4 млн тонн против 3,3 млн тонн, перевезённых в этом году. Однако реализовать эти планы компании, обеспечивающей 8% всей погрузки ПривЖД, могут помешать нехватка подвижного состава и освоение продавцами серы новых экспортных направлений.


Смена ориентиров

В этом году ООО «Астраханьгазпром» отказалось от услуг прежнего продавца серы на мировом рынке – фирмы Fedkominvest. Реализацией астраханской серы теперь будут заниматься компании Solvadis (Германия), ICEC (США), Midgulf (Иордания), которые начали разрабатывать новые экспортные направления – порты Ильичевск и Усть-Луга.

В результате согласно планам руководства Solvadis уже с 1 января 2008 года сера пойдёт в порты, которые в полной мере не подготовлены к переработке такого объема груза.

«Разработка новых маршрутов – дело непростое. Особенно в ситуации, когда дальность перевозок увеличивается в 1,8 раза по сравнению с этим годом, а порты задерживают подвижной состав, провоцируя его дефицит», – говорит начальник дорожного центра фирменного транспортного обслуживания Прив­ЖД Сергей Титков.

Между тем уже в начале декабря станция Аксарайская Астраханского отделения Прив­ЖД не смогла в полном объёме обеспечить заявки грузоотправителя из-за того, что подвижной состав скопился в портах.


Доплата за вредность

Ситуация может стать еще более сложной. Основной собственник специализированного подвижного состава – компания ООО «Газпромтранс» – намерен вывести его из перевозок серы, перебросив на другие виды перевозок. Дело в том, что при перевозке серы износ вагона происходит гораздо быстрее. В результате ООО «Газпромтранс» сохранит на этом виде перевозок лишь 400 – 500 вагонов, считает Сергей Титков.

В такой ситуации, отмечает Андрей Мельниченко, ООО «Астраханьгазпром» столкнётся с серьёзным дефицитом подвижного состава.

«Сегодня, к сожалению, наши партнёры не подтверждают заявленных объёмов перевозок наличием подвижного состава. Им необходимо ускорить поиск собственника вагонов и начать отправку продукции уже с первого квартала 2008 года. Если основной объём груза скопится к лету, когда на ПривЖД начнётся серьёзная реконструкция участка Волгоград – Астрахань, возрастут объёмы грузовых перевозок из республик Средней Азии и активизируются пассажирские перевозки, проблем не избежать», – говорит начальник магистрали Александр Храпатый.

Вместе с тем уже существуют проекты, реализация которых позволит избежать скоплений груза.

«На договорных условиях за дополнительную оплату дорога может подготовить для нас варианты ускоренного возврата порожних вагонов из портов», – говорит заместитель генерального директора по перевозкам ООО «Газпромтранс» Алексей Пешков.

Александр Храпатый дал согласие на организацию приоритетных маршрутов для серы в порты и порожняка обратно, но при условии, что годовой объём груза будет поступать равномерно.

Поставку подвижного состава готова взять на себя ОАО «Первая грузовая компания» (ПГК), в собственность которой ОАО «РЖД» в этом году передало более 200 тыс. грузовых вагонов. Однако и ПГК выдвигает грузоотправителям условия, требующие от них финансовых затрат.

«Мы готовы сотрудничать, но грузоотправители должны взять на себя оплату повышенного износа, ведь работа с таким коррозийным грузом, как сера, потребует дополнительных расходов на содержание подвижного состава, жизнедеятельность которого будет ограничена», – предупредил начальник департамента экспедирования ОАО «ПГК» Михаил Степченков.

Причём он предложил участникам этого рынка принять решение о готовности выплатить дополнительные компенсации до начала следующего года – у компании достаточно крупных клиентов, испытывающих дефицит в подвижном составе. «И тары на всех может не хватить», – предупреждает Михаил Степченков.

Инга Сундукова,
соб. корр. «Гудка»
Саратов


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31