28 октября 2021 08:18

Цистерны, нефть и широкие трубы

Возможности дорог используются по остаточному принципу

Возможности дорог используются по остаточному принципу. Трейдеры продолжают выбирать между трубой и цистерной. Общий объём добычи нефти в России составил в прошлом году более 480 млн тонн. По железной дороге было перевезено около 5%.
Возможности дорог используются по остаточному принципу

Трейдеры продолжают выбирать между трубой и цистерной
Общий объём добычи нефти в России составил в прошлом году более 480 млн тонн. По железной дороге было перевезено около 5%. При этом железной дорогой нефть отправляют тогда, когда альтернативного пути доставки просто нет либо есть необходимость быстро отреагировать на изменение рыночной конъюнктуры.

Некоммерческое партнёрство «Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования» выпустило в свет книгу «Энергетический вектор восточной геополитики России: выбор путей транспортировки нефти на Дальний Восток, в Китай и страны Азиатско-Тихоокеанского региона». Авторы отмечают, что железнодорожная транспортировка нефти в Китай и на Дальний Восток была организована в связи с быстрорастущим спросом на нефть со стороны Китая и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Это создавало для России возможность диверсификации её экспорта. Отсутствие других вариантов перевозки превращало железную дорогу в безальтернативный способ транспортировки нефти в указанные регионы. Благоприятным фактором для этого было и является наличие свободных мощностей Транссиба, использование пропускной способности которого составляет на различных участках от 55% до 80%.

Существующее состояние Транссибирской магистрали позволяет осуществить перевозку на всём протяжении от Тайшета в направлении Владивостока до 15 млн тонн нефти. Анализ имеющихся резервов провозной способности Транссиба и в меньшей степени БАМа, а также потенциала развития указанных магистралей подтверждает возможность инфраструктуры российских железных дорог при надлежащем развитии и инвестиционном вложении обеспечить перевозку до 50 млн тонн нефти в год на дальневосточные морские порты, до 30 млн тонн – в пункты пропуска на границе с Китаем.

Все показатели соответствующего проекта развития рассчитаны, исходя из следующих условий. Проект реализуется ОАО «РЖД» и финансируется за счёт собственных и привлечённых средств (по ставке кредита 8%). Потребность в инвестициях на развитие инфраструктуры определена с учётом перспективных потоков всех грузов, а также перспективных объёмов перевозок пассажиров. При этом в состав капитальных вложений по проекту не включено строительство портового терминала и сливных устройств в бухте Козьмино (около $400 млн), а также наливных устройств в районе железнодорожных станций Тайшет и Северобайкальск (около $150 млн). Все расчёты денежных потоков и финансовых результатов осуществлены только для перевозок дополнительных объёмов нефти в Китай и бухту Козьмино. Все предложения по уровню тарифов в проекте относятся исключительно к стоимости перевозок дополнительных объёмов нефти в Китай и Козьмино железнодорожным транспортом, тарифные условия перевозок нефти на НПЗ Дальнего Востока сохранены.

В проекте не учтены денежные потоки, связанные с транспортировкой нефти иными видами транспорта, наливом, сливом и перевалкой нефти. В составе тарифов на перевозки учтено обеспечение рентабельности на капитал, инвестированный в парк цистерн ($2,5 – 3 за тонну на маршрутах различной протяженности).

В проекте предусмотрены четыре следующих варианта железнодорожных маршрутов.

Первый вариант предполагает общий объём перевозок 36 млн тонн в год, из которых 30 млн тонн направляется на экспорт в Китай через пограничные переходы Забайкальск и Наушки; 6 млн тонн поступает на переработку на Комсомольский и Хабаровский НПЗ.

Второй вариант включает общий объём перевозок 56 млн тонн в год, в том числе, как и в первом варианте, 30 млн тонн направляется на экспорт в Китай через пограничные переходы Забайкальск и Наушки и 6 млн тонн поступает на переработку на Комсомольский и Хабаровский НПЗ; ещё 20 млн тонн идёт на экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона через новый портовый терминал в бухте Козьмино.

Третий вариант предусматривает общий объём перевозок 80 млн тонн в год. Из них, как в первом и втором вариантах, 30 млн тонн направляется на экспорт в Китай и 6 млн тонн по тому же маршруту – на переработку на Комсомольский и Хабаровский НПЗ, а на экспорт в страны АТР через терминал в бухте Козьмино направляется уже 44 млн тонн.

Четвёртый вариант предполагает общий объём перевозок 26 млн тонн в год. В том числе 20 млн тонн поступает на железнодорожный транспорт на станцию Сковородино из трубопровода и следует далее на портовый терминал в бухте Козьмино на экспорт в страны АТР, а 6 млн тонн, как во всех предыдущих вариантах, направляется на переработку на НПЗ.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31