28 октября 2021 08:04

Маршруты перевозки меняться не будут

Салман Бабаев, генеральный директор ОАО «Первая грузовая компания»
– В последние годы наметилась тенденция к сокращению железнодорожной транспортировки сырой нефти. Это связано с развитием пропускных способностей трубо­проводного транспорта, а также ростом ставок вывозных таможенных пошлин, которые стимулируют нефтяные компании направлять сырую нефть на внутренний рынок для переработки на российских НПЗ.
Однако надо отметить, что, несмотря на жёсткую конкуренцию со стороны трубо­проводного транспорта и замедление темпов роста добычи сырой нефти, актуальность нефтеналивных перевозок в долгосрочной перспективе будет сохранена за счёт роста производства готовых нефтепродуктов.

В структуре общего объёма перевозок нефтяных грузов железнодорожным транспортом сырая нефть в настоящее время занимает 19,4%, нефтепродукты – 69,8%, сжиженные углеводородные энергетические газы – 10,8%.

Поставка сырой нефти железнодорожным транспортом во внутрироссийском сообщении в настоящее время осуществляется на нефтеперерабатывающие заводы Дальнего Востока (31,7% в общем объёме погрузки сырой нефти) и на пункты налива ОАО «АК «Транснефть», находящиеся в регионе тяготения Северо-Кавказской железной дороги (44,3%).

Что касается поставок сырой нефти на экспорт, то здесь могу отметить, что в уходящем году основной грузопоток составляли перевозки в КНР через погранпереход Забайкальск (46,5% в общем объёме перевозок сырой неф­ти на экспорт), в страны Средиземно­морья – через порты Юга России (13%), в страны северо-западной Европы через погранпереход Бусловская (1,9%), а также порты северо-запада России (13,3%).

По нашим оценкам, основные маршруты перевозок сырой нефти на ближайшие годы сохранятся.

Предполагаемая доля нефтеналивных грузов в общей структуре перевозок Первой грузовой компании составит около 20 – 25%. Основными нашими клиентами в данном сегменте перевозок будут выступать крупные представители российского нефтяного комплекса: «ЛУКОЙЛ», НК «Роснефть», ОАО «НК «Русснефть», ОАО «Славнефть» и др. В качестве потенциальных клиентов мы также рассматриваем компании нефтяного бизнеса с незначительными объёмами во внутреннем сообщении, но с расширенной географией перевозок. Здесь предполагаются адресное управление парком порожних цистерн и направление их на станции погрузки с согласованными заявками грузоотправителей на перевозку грузов.

По нашим оценкам, прогнозируемая доля объёмов перевозок в цистернах Первой грузовой в общем объёме перевозок нефти и нефтепродуктов по сети железных дорог в 2008 году составит 20%, в 2009 году – 28% и в 2010 году – порядка 35%.

Летом цистерны простаивают из-за того, что перевозки нефти уходят на реку
Мы ожидаем, что в общем объёме перевозок нефтеналивных грузов нашей компанией доля внутрироссийских перевозок будет составлять порядка 60%, экспортных – порядка 40%. Поскольку нам передан весь парк цистерн ОАО «РЖД», то мы рассчитываем, что те объёмы, которые возились РЖД, будут теперь перевозиться силами нашей компании.

Как известно, совокупный парк цистерн Первой грузовой компании должен составить 75 тыс. единиц. На данный момент нам передано 46 тыс. единиц – они в течение 2008 года войдут в прямое оперирование нашей компанией.

Что касается обновления парка, то в будущем году мы планируем закупить порядка 1,5 тыс. новых цистерн. В целом в наших планах в ближайшие три года предусмотрено приобретение порядка 12 тыс. новых цистерн, однако мы будем просчитывать экономику и дальше смотреть уже по ситуации. Сегодня мы сталкиваемся с проблемой, когда летом цистерны простаивают из-за того, что перевозки нефти уходят на реку, зато зимой, наоборот, наблюдается некоторый дефицит цистерн. Но нам, как хозяйствующему субъекту, невыгодно, чтобы наш подвижной состав полгода простаивал, поэтому в части закупки новых цистерн будем, как я уже сказал выше, смотреть по ситуации, по тому, как будет востребован парк цистерн на рынке.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31