24 октября 2021 05:29

Хранитель старины

Когда-то на железную дорогу работали даже мастерские Фаберже

Когда-то на железную дорогу работали даже мастерские Фаберже. Заместитель начальника Куйбышевской железной дороги по путевому хозяйству Владимир Яковенко увлёкся коллекционированием ещё в детстве. Причём его уже тогда привлекала именно железнодорожная тематика.
Когда-то на железную дорогу работали даже мастерские Фаберже

Владимир Яковенко раскрывает тайны создания коллекции
Заместитель начальника Куйбышевской железной дороги по путевому хозяйству Владимир Яковенко увлёкся коллекционированием ещё в детстве. Причём его уже тогда привлекала именно железнодорожная тематика. Сначала объектом собирания были марки, потом значки, а сегодня в его коллекции насчитывается уже более 15 тыс. экземпляров железнодорожных знаков и жетонов.

В собрании Владимира Алексеевича имеются знаки и жетоны дореволюционной России середины ХIХ века, сохранившиеся в единственном экземпляре. К ним – забытым страницам истории российских железных дорог в металлической миниатюре – железнодорожник относится с особым трепетом.

На одном раритетном жетоне читаем: «Императорское русское техническое общество. К 50-летию Высочайшего Указа о сооружении железных дорог в России. 1836 – 1886 годы». На потемневшей от времени бронзовой миниатюре изображён старинный паровоз, наверное, ещё сделанный Черепановыми. Рядом – скрещенные путейский ключ и морской якорь.

Примечательно, что все экспонаты ХIХ – начала ХХ века выполнены безукоризненно, в изящной манере, с использованием благородных металлов. В те времена, по словам Яковенко, к разработке эскизов и образцов нагрудных знаков для железнодорожников прикладывали руку даже мастера ювелирного дома Фаберже.

Ювелиры поработали и над эскизом наградного серебряного жетона в виде креста, вручавшегося в 1908 году. «Это бант со знаком распорядителя студенческих ежегодных балов, носивших благотворительный характер, в Московском инженерном училище, так раньше назывался Московский государственный университет путей сообщения. Бал обычно проходил в конце первого семестра учебного года и давал возможность бедным студентам собрать необходимые средства для продолжения учебы. Особо отличившимся студентам вручался серебряный знак-подвеска с символикой российских железных дорог», – объясняет Владимир Яковенко.

Традиция делать высокохудожественные миниатюры в металле перешла к советским, а позднее и российским дизайнерам железнодорожной символики.

Особое же место в коллекции Яковенко занимает серия знаков «Почётному железнодорожнику», начиная от опытного образца начала 1920-х годов и заканчивая современными, в числе которых и личный нагрудный знак самого Владимира Алексеевича. Есть и раритетный образец середины 30-х годов за номером 762, так называемый ромб Кагановича с цитатой Сталина по контуру: «На транспорте все велики, все значительны».

Есть в коллекции и уникальный серебряный нагрудный знак, датированный 1931 годом. На знаке надпись: «Первый приз за лучшую езду на дороге с товарными поездами машинисту депо Актюбинск от дирекции Самаро-Златоустовской железной дороги товарищу Маковееву».

«Коллекция считается состоявшейся, когда выполнены три основных условия, – говорит Владимир Яковенко. – Предметы собраны по одной теме, их накопилось большое количество и среди них есть раритеты. Но есть и четвёртое обязательное условие – знание происхождения и истории каждого знака или события, связанного с его появлением».

Вот этому вопросу и посвящает Яковенко всё своё свободное время. Собирая миниатюры с железнодорожной символикой, он активно изучает и пропагандирует историю отрасли. Он частый гость в Самарском государственном университете путей сообщения, где студенты не только изучают основы железнодорожного дела, но и знакомятся с неизвестными страницами истории транспорта в «кладовых» знаменитого коллекционера.

Вот перед нами персональный жетон для проезда в поездах первого класса по Бресто-Граевской железной дороге образца 1873 года. «Бресто-Граевская железная дорога была построена в 1873 году и насчитывала 199 верст. Это была стратегически важная железная дорога для России: она шла от Бреста до Белостока, затем подходила к крупной крепости на западе Белоруссии – Осовцу и завершала свой путь на станции Граево на границе с Восточной Пруссией. По сути, это был ещё один железнодорожный выход в Европу. В 1878 году император Александр Второй утвердил Устав Юго-Западных железных дорог с центром в Киеве, куда вошла и Бресто-Граевская железная дорога», – рассказывает Владимир Яковенко.

Есть в собрании и разделы, посвященные истории строительства БАМа, спортивному обществу «Локомотив», истории метро и, конечно, железнодорожной прессе. С гордостью Владимир Яковенко показывает подборку значков, посвященных истории главной отраслевой газеты – «Гудка». Здесь собраны практически все знаки, выпущенные к юбилейным датам газеты, а также редкие значки «Активисту «Гудка», «Ветерану «Гудка» и многие другие.

Владимир Алексеевич надеется, что к 90-летию «Гудка» появится в его коллекции ещё один экспонат отраслевой прессы. Причем, будучи человеком знающим и увлечённым, Владимир Яковенко готов лично помочь гудковцам с разработкой эскиза памятного знака. Опыт подобной работы у него есть. В 2004 году он разработал эскизы специальных знаков – «Заслуженный работник Куйбышевской железной дороги» и «Почётный ветеран Куйбышевской железной дороги». Сегодня этими знаками награждают самых уважаемых железнодорожников магистрали.

А сейчас Владимир Яковенко готовит к изданию книгу в трёх томах об истории железных дорог России в знаках и жетонах с 1837 года и до наших дней, посвящённую 170-летию российских железных дорог.

Дмитрий Попов
Самара


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31