25 октября 2021 10:32

Пока прогноз стабильный

Изменение рейтинга ОАО «РЖД» зависит от успешности реформы

Год назад международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s повысило рейтинг ОАО «Российские железные дороги» с «ВВВ-» до «ВВВ+» и сейчас подтверждает этот показатель. Об особенностях работы по ОАО «РЖД» «Гудку» рассказал глава представительства агентства в России и СНГ.
Изменение рейтинга ОАО «РЖД» зависит от успешности реформы

Алексей Новиков, руководитель представительства Standard & Poor’s в России и СНГ
Год назад международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s повысило рейтинг ОАО «Российские железные дороги» с «ВВВ-» до «ВВВ+» и сейчас подтверждает этот показатель. Об особенностях работы по ОАО «РЖД» «Гудку» рассказал глава представительства агентства в России и СНГ.

– Присваивая рейтинг компании «РЖД», что вы оценивали в первую очередь?
– «Российские железные дороги» – это одна из самых надёжных компаний российского корпоративного сектора. Сейчас рейтинг её находится на уровне «BBB+» со стабильным прогнозом. С одной стороны, этот рейтинг не является самым высоким по международной шкале и расти ещё есть куда. Но с другой – это одна из самых высоких оценок, которые имеют российские компании.
Рейтинг отражает такие факторы, как монопольное положение компании: она управляет инфраструктурой, доминирует на рынке грузовых перевозок. Деятельность её является достаточно прибыльной и имеет большое значение для экономики страны, поэтому РЖД имеют государственную поддержку.
Ещё один позитивный фактор – это высокие финансовые показатели и низкий уровень долга по сравнению с зарубежными железнодорожными компаниями.
Показатель соотношения денежного потока к долгу у РЖД находится на очень высоком уровне, более 100%, что в 4 – 5 раз превышает аналогичный показатель железнодорожных компаний Северной Америки и Европы.

– Каковы ваши ожидания по поводу изменения рейтинга компании в будущем?
– Хочу заметить, что рейтинг находится на том же уровне, что и у Российской Федерации по обязательствам в иностранной валюте. По всей видимости, если будут происходить изменения оценки страны, то возможны изменения показателя и самой компании, хотя это вопросы напрямую не связаны.
Например, если суверенный рейтинг будет изменяться в положительную сторону, то можно ожидать следующую динамику: сначала нацеливание компании самостоятельно, вне контекста суверенного рейтинга, а потом уже мы добавляем уровень господдержки.
На данный момент прогноз по показателю является стабильным. Он отражает наши ожидания, что рейтинг останется на этом же уровне ближайшие год-два. Основными факторами, которые в дальнейшем могут повлиять на его изменение, являются развитие реформы железнодорожного транспорта, структурные изменения в составе группы РЖД и их влияние на бизнес-профиль компании, изменение финансовой политики компании после президентских выборов.
Мы посмотрим, насколько будет реализована инвестиционная программа, которая сейчас обсуждается, каким образом будут соотноситься различные источники финансирования: собственные средства, заёмные средства, средства от IPO, продажи активов и средства государственного бюджета.

Сейчас рейтинг РЖД равняется рейтингу всей страны
– Какие существуют риски возможного ухудшения рейтинга?
– В первую очередь это риски, связанные со структурной реформой железнодорожного транспорта, то есть те риски, которые влекут изменение бизнес-модели РЖД.
Происходящие изменения, такие как создание дочерней грузовой компании, мы оцениваем, скорее, как положительные, чем отрицательные, в части влияния на кредитоспособность.
Объясню, почему. Пока создаваемые дочерние компании остаются в составе группы РЖД, бизнес-профиль не изменяется. Плюс предполагается продать часть их акционерного капитала частным акционерам, это улучшит финансовые показатели группы, и тарифы дочерних грузовых компаний не будут регулироваться.
Но если «дочки» впоследствии будут выделены из состава группы РЖД, это (в зависимости от схемы выделения) потенциально может привести к ухудшению бизнес-профиля компании и финансовых показателей.
Есть также риски, связанные с конкуренцией. Пока доля частных операторов на рынке доходит до 35%. При этом у РЖД есть сильные позиции и преимущество в рамках существующей модели – это вертикальная интеграция с инфраструктурой и локомотивами, но опять же вопрос: сохранится ли эта модель в будущем?
Ещё один негативный фактор с точки зрения кредитоспособности: очень большие инвестиционные потребности в отрасли и большая инвестиционная программа.
Новая инвестпрограмма превышает планы, на которые мы ориентировались год назад. Планируемый объём инвестиций на ближайшие несколько лет будет частично финансироваться за счёт заимствований, а значит, уровень долга будет возрастать, что негативно влияет на кредитоспособность. Отчасти этот риск компенсируется намерением государства оказывать поддержку отрасли, что, в свою очередь, мы оцениваем как позитивный фактор.
Возможное сокращение государственной поддержки РЖД в будущем также составляет серьёзный риск для компании.

– Как влияют на рейтинг компании такие сделки, как приобретение блок-пакета акций «Трансмашхолдинга»?
– Эта сделка означает, что консолидированный инвестиционный бюджет компании становится ещё больше и риски, связанные с финансированием инвестиций, в некоторой степени увеличиваются.
С другой стороны, планируемый размер инвестиций в пакет акций «Трансмашхолдинга» по сравнению с совокупной программой РЖД не является критическим. Такого рода сделки по отдельности вряд ли будут влиять на рейтинг компании, но сокращают «запас прочности» для данного уровня рейтинга.
В определённый момент, если финансовые показатели компании снизятся до уровня, не совместимого с текущим уровнем рейтинга, он может быть снижен.

– Какие перспективы у «дочек» РЖД? Будут ли им присвоены рейтинги?
– «Дочки» РЖД, если они самостоятельные компании, должны и оцениваться самостоятельно. В том случае, если они члены группы, уровень групповой поддержки – это ключевой момент, и определить его можно только в интерактивном взаимодействии с самими этими компаниями и с РЖД. В каждом отдельном случае они могут иметь рейтинг либо того же уровня, что у группы, либо ниже.
Можно привести пример с «Казахстанской железной дорогой», где грузовая «дочка» была создана в 2003 году, а в 2006 году мы присвоили ей рейтинг, который соответствует рейтингу материнской компании.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31